Нос Тамары

В своем новом фильме «Неотразимая Тамара» режиссер Стивен Фрирз предлагает посмеяться над английской деревней и заодно над человечеством в целом
OUTNOW.CH

В сельском Юдоне совершенно нечем заняться. Даром что такого города в графстве Дорсет не существует – он, конечно, выдуманный. В Юдоне есть паб с гостиницей, несколько ферм неподалеку, санаторий для писателей и автобусная остановка (несуществующего автобуса). Неудивительно, что, когда в родные места возвращается Тамара Дрю (девушка Бонда Джемма Артертон), несколько было закисшие обитатели Юдона обретают жизненный тонус.

Тамара, которую в родной деревне помнят невразумительной носатой девочкой, из Лондона приезжает колумнисткой газеты The Independent и водительницей элегантной малолитражки, но главной приметой новой столичной жизни Тамары становится, разумеется, новый нос. Вместо крючкообразной нашлепки на лице девушки теперь значится аккуратная кнопочка, которая с вполне гоголевским размахом (и самостоятельностью) электризует население Юдона. Нос Тамары живет своей жизнью, возникает во флешбэках, обрастает легендами («говорят, он из пластика!»), заставляет школьную любовь девушки кусать мощные локти, а писателей из местного Переделкина – отвлекаться от литературных занятий и наблюдений за коровками. Естественно, с такой завязкой на заливных лугах графства Дорсет довольно скоро начинается промискуитет.

Помимо главной героини, уже достаточно карикатурной в своих компенсирующих детские комплексы обтягивающих шортах, в фильме Фрирза полный комплект писателей в доме творчества (кто-то пишет лесбийские детективы, кто-то – бестселлеры, а кто-то предпочитает выпечку), накачанный сельский красавец с тяпкой (Люк Эванс), знаменитый барабанщик с накрашенными глазами и собакой-боксером (Доминик Купер) и две пятнадцатилетние идиотки с автобусной остановки. Как выяснилось, для настоящей английской сатиры епископ в числе героев совсем не обязателен.

«Неотразимая Тамара» – это экранизация комикса британской художницы Поузи Симмондс, который на протяжении двух лет выходил в газете The Guardian. Сам графический роман о девушке Тамаре, в свою очередь, был вольной экранизацией книги викторианского писателя Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы». Это не единственная в фильме отсылка к Харди: один из персонажей «Неотразимой Тамары» пишет о Харди биографический роман, а в кадре как-то появляется портрет писателя. Но и без всяких отсылок комикс Симмондс, а вместе с ним фильм Фрирза, – виртуозная викторианская сатира. Только модернистская: такая, какой она должна быть сегодня.

При всех гэгах, шутках и легкости «Неотразимая Тамара», как и полагается, вышучивает прежде всего людские пороки, будь то мелочность, малодушие, похоть или страсть к таблоидам. Но только обязательное для чистоты жанра морализаторство реализуется тут так остроумно, что его просто не успеваешь заметить. У Стивена Фрирза в копилке масса удачных картин (вспомнить хотя бы «Опасные связи» или «Королеву»), и, конечно, в кинословарь он попадет не из-за «Тамары». Но раскованность, свобода и твердость руки, с которыми сделана эта очень смешная картина, просто еще разок подтвердят ему это место. И потом: не часто увидишь в кино викторианскую комедию, в которой основной движущей силой сюжета было бы стадо коров.