«Абонентская база провайдера – нестабильная структура», - Руслан Евсеев, генеральный директор ТКТ

Рынок коммерческого телевидения растет медленно, его надо раскачивать, со временем эта услуга перейдет из премиального в массовый сегмент, считает Руслан Евсеев

Основанная в 2001 г. на базе ГУ «Санкт-Петербургское кабельное телевидение» ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ) в 2005 г. стала интернет-провайдером. В сентябре 2008 г. ТКТ вышла на рынок телефонии, чтобы предоставлять услугу triple play. Незадолго до кризиса акционер ТКТ «Национальные телекоммуникации» (НТК) перешел от компании Сулеймана Керимова медиахолдингу «Национальная медиагруппа» Юрия Ковальчука. ТКТ не использует кредиты и средства акционеров, подчеркивает ее гендиректор Руслан Евсеев. Он считает, что ТКТ наряду с «Северо-Западным телекомом» (СЗТ) и «Вымпелкомом» станет центром начавшейся консолидации телекоммуникационного рынка.

1996

торговый представитель, затем начальник коммерческого отдела пейджинговой компании «Экском»

2002

С октября – коммерческий директор ОАО «ТКТ»,

2007

генеральный директор ОАО «ТКТ»

ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ)

оператор кабельного телевидения, доступа в интернет и телефонии. Акционеры – ОАО «Национальные кабельные сети» – 74,82%, ОАО «Национальные телекоммуникации) – 25,18%. Выручка за 2009 г. – 1,984 млрд руб., Чистая прибыль – 216,397 млн руб. По данным J’son & Partners, на конец 2009 г. ТКТ занимала 76% петербургского рынка телевидения по числу абонентов. На рынке ШПД, по данным ACM-Consulting, ТКТ по итогам первого полугодия 2010 г. занимает второе место с 16%

ВЫРУЧКА НА УРОВНЕ 2009 Г.

«Мы ожидаем, что выручка ТКТ по итогам 2010 г. составит порядка 2 млрд руб.», – говорит генеральный директор компании.

– В 2009 г. инвестиции ТКТ сократились вдвое по сравнению с 2008 г. до 250 млн руб. Сколько вложили в развитие в этом году?

– Порядка 400 млн руб. В 2009 г. мы приостановили ряд проектов, ситуация была неопределенная. Но в этом году мы реанимировали отложенные проекты и все те, что планировались на 2010 г. Основные направления инвестиций – географическое расширение сети в районах города и расширение внутренних каналов передачи данных для обеспечения доступа в интернет на высоких скоростях. Еще одно направление – инвестиции в инфраструктуру сети.

– Сроки окупаемости изменились?

– Они укладываются в отраслевые стандарты. Окупаемость наших инвестиций не превышает четырех лет. Есть проекты, которые окупаются быстрее. Мы используем не привлеченные деньги, а средства самой компании. У ТКТ нет долговых обязательств перед кредитными организациями и акционерами. В период кризиса мы не только не увеличили свою кредитную нагрузку, но и полностью погасили ее.

– Что приносит вам самый большой доход?

– Бесспорно, аналоговое телевидение – около 60% выручки. Это немудрено при 1 260 000 активных пользователей. На фоне роста общей выручки доля в ней аналогового телевидения снижается. Но эта услуга – плацдарм для развития мультисервисных услуг.

– На какой скорости у вас подключено большинство абонентов широкополосного доступа?

– На тариф 5 Мбит/с за 399 руб. в месяц приходится более 50% всех новых подключений к услуге «Твой интернет». Второй по популярности – 8 Мбит/с за 499 руб. В принципе, скорости в 3 Мбит/с достаточно для реализации всех потребностей пользователя. С другой стороны, скорость трансформируется во время. Например, скачать фильм можно за час, а можно – на более высокой скорости – в десять раз быстрее. Сказать, какая скорость комфортна, необходима и достаточна пользователю, я не берусь. Все будет зависеть от утяжеления контента, а, как показывает опыт, это бесконечный процесс. К такому развитию мы готовы. С 2004 г. работаем на технологии Docsis, которая в перспективе позволяет оказывать услуги на скорости до 140 Мбит/с.

У пользователя есть потребность в быстром скачивании, но возникает вопрос – когда смотреть эти фильмы. Ситуация должна быть сбалансирована.

Наблюдается тренд по росту скоростей. Но это не та гонка скоростей, которую вели операторы в 2008–2009 гг. Сегодня главная задача оператора – обеспечить комфортное пользование услугой. Увеличение скоростей служит не для привлечения новых абонентов, а для удержания существующих.

– Получается, что пользователи не стремятся к увеличению скорости?

– Повышение скоростей и новые тарифные планы надо вводить своевременно, когда рынок созрел. Если скорость 5 или 8 Мбит/с покрывает основную потребность, дополнительные инвестиции будут неоправданны. Потребитель должен осознавать свои потребности и понимать, какие преимущества ему предоставляются. Иначе он не почувствует в них ценности.

– Скорости растут – тарифы снижаются. Доход операторов падает?

– Оператор моноуслуги зависит от ее рентабельности. У мультисервисного оператора более широкие возможности для предоставления привлекательных тарифов.

Рынок в Петербурге сверхконкурентен, и пока услуга рентабельна, операторы будут снижать стоимость. Это самый простой и самый быстрый способ продемонстрировать свою конкурентоспособность. Но не скажу, что это лучший способ.

В нашей компании ARPU в последние годы не падает, но даже растет, хотя это незначительный рост. Прежде всего за счет вывода новых тарифных предложений, рассчитанных на разные группы абонентов. ARPU по услуге «Твой интернет» – 350 руб.

– А по другим услугам?

– ARPU рассчитывается по каждой услуге отдельно, это отдельный продукт со своими характеристиками, маржинальностью, структурой затрат, идеологией формирования и продвижения. Усредненный доход с домохозяйства – очень абстрактный показатель.

Задача мультисервисного оператора – иметь сеть, которая позволяет оказывать максимальное количество услуг и дополнительных сервисов к ним. Это позволяет общие приведенные затраты соотносить с большим количеством услуг, управлять структурой затрат и в конечном итоге повышать рентабельность каждой услуги.

– До какого уровня могут опуститься цены на рынке ШПД?

– Стабилизация цен на уровне 300–500 руб. говорит о том, что дальше снижать цены уже некуда. По нашим прогнозам, основные игроки вряд ли будут это делать: это мощная статья доходов в выручке операторов. Возможны только ценовые войны отдельных игроков рынка для краткосрочного набора абонентской базы с целью перепродажи актива. С другой стороны, любое повышение цен будет приводить к оттоку клиентской базы.

– Растут ли затраты на продвижение?

– Эффективность определяется не количеством, а качеством. Маркетинговый бюджет ТКТ с точки зрения приведенных затрат на привлекаемого абонента не больше, чем до кризиса. Мы не сокращаем инвестиции, но все время ищем новые каналы продвижения.

Рынок ШПД устоялся. Неопределившихся абонентов мало. Основные каналы продвижения – интернет, в том числе социальные сети, активные продажи, телемаркетинг. Мы активно задействуем информационные доски в жилом фонде, адресную рассылку. Хорошую отдачу дает сотрудничество с метрополитеном. Для продвижения платного телевидения мы используем телерекламы, билборды, задействуем также печатные СМИ, интернет. Рынок надо качать.

– Сколько у вас абонентов ШПД? Какая динамика по сравнению с прошлым годом?

– Доля рынка ТКТ порядка 15–16%, число абонентов на конец октября 2010 г. – 187 000 человек. Рынок стабилизировался, происходят незначительные изменения среди игроков второго эшелона. Кардинальных изменений нет и в ближайшее время не будет. Они возможны при глобальных слияниях и поглощениях.

– Насколько они вероятны? Как ТКТ будет действовать в этой ситуации?

– Существуют три центра притяжения – СЗТ, «Вымпелком» и компания ТКТ, входящая в холдинг НТК. Всех остальных можно рассматривать как активы для потенциального объединения, поглощения, слияния.

– Собираетесь ли кого-нибудь приобретать?

– На текущий момент мы не находимся в состоянии оценки того или иного актива. Но мы постоянно мониторим рынок – не только ШПД, но и платного, и аналогового телевидения. И если появится адекватное предложение, мы его, конечно же, рассмотрим. То есть я не исключаю такой возможности.

– Как вы оцениваете покупки последнего времени? «Сумма телеком» приобрела провайдера «Цифра» из расчета $223 за абонента, «ПиН телеком» – «Ниеншанц» по $340.

– На наш взгляд, стоимость актива следует рассчитывать, исходя из показателей EBITDA. Абонентская база провайдера – слишком нестабильная структура, ориентироваться на нее в условиях перетекания абонентов от одного оператора к другому не разумно.

– Какой коэффициент считаете приемлемым?

– Он меняется во времени. Часть актива «Эр-телеком» оценили в 16 EBITDA. Все зависит от целей и задач, которые ставят акционеры, перспективности актива и рынка, на котором он работает.

– Но 16 EBITDA – это слишком много?

– Для нас, наверное, да. Но ситуация может быть разной. Очевидно, коллеги оценивали актив, прежде чем сделать такое предложение.

– «Эр-телеком», известный большими инвестиционными возможностями и агрессивным маркетингом, вышел на петербургский рынок. Вы рассматриваете его как конкурента?

– Мы любого серьезного игрока рассматриваем как конкурента. В других городах «Эр-телеком» достиг существенных результатов. Считаю их профессиональной компанией и могу пожелать успеха. От нас это потребует дополнительных усилий для удержания существующей базы. В конечном итоге выиграют от этого абоненты.

– До какого уровня может дойти проникновение ШПД в Петербурге?

– Все упирается в наличие компьютеров. ШПД – это канал связи. Аналогичные каналы – доставка видеоизображения и голоса – телевидение и телефония – уже имеют проникновение на уровне 95%. Проникновение ШПД может стать сравнимым. Это вопрос времени.

– Как продается услуга triple play?

– Около 15% подключений приходится на пакетные предложения в разных комбинациях. Такие предложения помогают повысить ARPU.

– А телефония как продвигается?

– Частных абонентов чуть больше 1000. Мы сейчас не продвигаем активно эту услугу, поскольку очень велико проникновение аналоговой телефонии от СЗТ, мобильной связи. Но для новоселов, например, интернет-телефония может стать отличной альтернативой традиционной фиксированной телефонной связи. Стоимость тарифа «Безлимитный» на услуге «Твой телефон» – 350 руб. У IP-телефонии есть целый ряд дополнительных сервисов вплоть до функций мини-АТС. В тестовом режиме мы запустили новый сервис – видеотелефонию. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, обоим собеседникам потребуется видеотелефон, который стоит 8000–9000 руб. Мы подготовлены к тому, что этот рынок начнет развиваться. Телефонию мы вводили не только для того, чтобы обеспечить triple play. Мы ее активно продвигаем в сегменте b2b, работаем с малым и средним бизнесом, офисы которого расположены на первых этажах жилых домов.

– Сколько у ТКТ абонентов-юрлиц?

– Порядка 2100.

– Что происходит на рынке платного телевидения? Аналитики говорят, что он практически не развивается...

– В Петербурге очень хорошо развит рынок аналогового телевидения. По нашим оценкам, примерно 95–96% домохозяйств пользуются услугами тех или иных операторов. Доля ТКТ – 70–75%. Ситуация на этом рынке имеет стабильную напыленность, расклад сил принципиально не меняется в течение последних 3–5 лет. Все это время взоры игроков рынка направлены на формирующийся рынок платного ТВ. К нему мы относим продукт в цифровом формате, с кодированием и возможностью выбора пакета программ сверх социального.

По нашим оценкам, в Петербурге 100 000 пользователей платного телевидения, если не меньше. Наша доля – 40–43%, абонентская база по услуге «Твое TV» – 43 000 человек.

У рынка цифрового телевидения большой потенциал. Но проблема в том, что в ходе конкурентной борьбы, чтобы сохранить свою базу, операторы, в том числе и ТКТ, давали клиентам продукты сверх базового социального пакета. Тем самым мы надолго удовлетворили потребность в телесмотрении.

Теперь, для увеличения выручки, мы должны внедрять платное телевидение и убеждать пользователя в необходимости цифрового телевидения в дополнение к аналоговому. Сейчас заинтересовать и привлечь абонента может сбалансированный пакет программ, формированию которого мы посвятили целое исследование. Наш «Большой развлекательный пакет» включает более 120 каналов и рассчитан на всех членов семьи. Возможности цифрового ТВ сродни домашнему кинотеатру – это нужно доносить до потребителя.

– Ваши конкуренты активно рекламируют интерактивные сервисы – видео по запросу, запись программ. Почему вы их не внедряете?

– Всему свое время. Говорить о том, что у продукта есть дополнительные преимущества – возможность записи, отложенного просмотра, повтора программ, – тогда, когда у потребителя не сформирована потребность даже в базовой услуге, преждевременно. Это будет возможно только в том случае, когда продукт пройдет стадию не только новаторов, но и ранних последователей. Если проводить аналогию с Новым годом – надо сначала елку поставить, а затем уже ее украшать.

– Какова потенциальная емкость этого рынка?

– Все наши абоненты аналогового телевидения в конечном итоге могут подключиться к платному цифровому телевидению.

– Когда это может произойти?

– Не хочу делать прогнозов. Рынок начал расти в конце 2007 г., и до конца 2008 г. мы практически удвоили базу платного телевидения. В кризис рост прекратился. В 2009 г. мы активно не занимались продвижением этой категории, потому что прекрасно понимали, что выбросим деньги на ветер. Это ведь услуга премиальная, досуговая. Когда ситуация на рынке стала меняться, мы возобновили продвижение. Прогнозы аналитиков удручающие. В 2011–2012 гг. ожидается рост от 9 до 15%. Мы ставим себе задачу прирастить нашу абонентскую базу в 2011 г. на 30%. Пора переводить эту услугу в сегмент повседневного спроса.

– А государственная программа по цифровизации телевидения может подкосить развитие рынка? Будут ли люди дополнительно платить за то, что им и так будет гарантировать государство?

– Я бы провел параллель с рынком аналогового телевидения, когда абоненту предоставлялась возможность смотреть только 17 эфирных каналов. Объем спроса на дополнительные каналы показал, что обязательный набор программ в цифровом мультиплексе не полностью удовлетворяет потребностям в телесмотрении. И поэтому говорить об угрозе от программы цифровизации я бы не стал. Эта программа направлена на те регионы, где у потребителя отсутствует техническая возможность просмотра каналов в цифровом формате. В Москве и Петербурге она есть с 2004 г. ТКТ, по сути, уже реализовал программу цифровизации в одном отдельно взятом регионе.

– Так, может быть, стоит включиться в эту программу в других регионах?

– Холдинг «Национальные кабельные сети» (НКС), в который входит ТКТ, присутствует во многих регионах.

– Планируете ли выходить за пределы Петербурга?

– ТКТ предоставляет доступ к услуге социального телевидения в Выборге. В ближайшее время собираемся модернизировать сеть в Выборге, чтобы предоставлять там полный комплекс мультисервисных услуг. Мы также рассматриваем возможность выхода в другие города Ленинградской области за счет покупки местных операторов связи. В текущей ситуации лучший выход – это приобретение существующих активов. Пока делаем первые предварительные оценки городов Ленобласти с точки зрения конкуренции, насыщенности рынка, спроса. Говорить о конкретных цифрах и планах преждевременно.

– Как повлияла на ваш бизнес смена акционеров?

– Акционеры менялись у холдинга «Национальные телекоммуникации», в состав которого входит холдинг НКС – акционер ТКТ. Вся команда и структура управляющей компании, с которой мы взаимодействуем на своем уровне, остались прежними. В Петербурге мы почувствовали разве что смену банка. Теперь наши счета в банке «Россия».

– А ваш проект с городским каналом «Санкт-Петербург» – это дополнительный источник дохода или административного ресурса?

– Ни то ни другое. Мы, как основной оператор кабельного телевидения, просто не могли не ввести в свою сеть новый городской канал. Понятное дело, он делает только первые шаги и говорить о высокой доле телесмотрения пока рано, но мы надеемся, что это будет достаточно мощный канал. О деньгах тут точно говорить не приходится. Административный ресурс тоже неуместен, так как мы работаем только в рамках правового поля и на основании разрешительных документов. И это, к сожалению, иногда не позволяет нам быть столь же активными, как другие игроки рынка.

– Насколько акционеры влияют на деятельность вашей компании?

– Разработка и формирование нашей стратегии происходят на уровне НТК. Для нас акционер – это НТК, и поэтому все активности, плановые показатели мы согласовываем с ним.

– Какие у вас прогнозы по финансовым результатам на 2010 г.?

– Выручка компании ТКТ по итогам 2010 г. составит порядка 2 млрд руб.