Спорный вопрос: Экономического анализа пока нет

RBB Economics

консалтинговая компания. Финансовые показатели не раскрываются. Основатели – партнеры: Дерек Ридьярд и Саймон Бишоп, в 2009 г. к ним присоединился партнер из офиса в Мельбурне Джордж Сиолис. Специализируется на вопросах антимонопольного регулирования и сделках по слиянию и поглощению. Головной офис находится в Лондоне, представительства – в пяти городах мира.

Сейчас в российской антимонопольной политике происходят важные изменения. Например, установлены правила оценки границ товарного рынка (приказ ФАС РФ № 220), ужесточилась борьба с картелями после начала действия программы освобождения от наказания (пункт 14.32 КоАП). Формируя свою собственную антимонопольную политику, Россия использует передовой опыт развитых стран, в которых за последние 20–30 лет антимонопольное законодательство уже достаточно отшлифовалось. Многие из российских антимонопольных законов последних лет построены на соответствующих законодательных актах Европы и США. Однако одно из важных направлений развития антимонопольной политики, которое еще только предстоит освоить России, – стандарты экономического анализа при проведении антимонопольных расследований.

Антимонопольное регулирование в развитых странах во многом базируется на экономической теории отраслевых рынков. Такие важные понятия в антимонопольном законодательстве, как «монополия», «вертикальные соглашения», «координированные действия», – это четко обозначенные и хорошо изученные экономические категории. Как следствие, во многих антимонопольных ведомствах предусмотрена должность главного экономиста, который следит за тем, чтобы решения ведомства не противоречили экономической теории. Практически все антимонопольные расследования в Европе и США, хотя бы в минимальной мере используют услуги профессиональных экономистов.

В России экономический анализ для целей антимонопольного регулирования пока находится в зачаточном состоянии. Несмотря на то что законодательством предусмотрено определенное использование экономических и статистических методов (см., например, приказ ФАС РФ № 220), на практике они применяются достаточно редко. Многие антимонопольные расследования и судебные решения оставляют фундаментальные экономические вопросы без должного внимания. Скажем, при определении границ товарного рынка может использоваться классификация видов экономической деятельности (ОКВЭД), в то время как анализ взаимозаменяемости товаров на основе динамики цен не проводится вовсе. В результате границы рынка и, следовательно, доля компании на нем могут быть определены неверно.

Список подобных примеров можно было бы продолжить. Однако важно отметить, что возможные ошибки при экономическом анализе могут обойтись достаточно дорого. Представьте себе компанию, которая достигла высокой доли рынка благодаря своей эффективности и инновациям. Если такая компания автоматически считается доминирующей, а ее цены искусственным образом регулируются антимонопольными органами, нет гарантии того, что регулируемая цена всегда будет установлена на том уровне, который в полной мере компенсирует капиталовложения компании. Из-за этого у нее вообще может исчезнуть стимул к развитию. Ясно, что в долгосрочном плане такая ситуация не принесет выгоды ни самой компании, ни потребителям ее продукции.

Повышение стандартов экономического анализа поможет избежать фатальных ошибок в антимонопольных расследованиях. Другими словами, позволит отделить ситуации, в которых существует реальная угроза ослабления конкуренции и вмешательство антимонопольного органа полностью оправданно, от ситуаций, где рыночные силы могут решить проблему самостоятельно.