Повестка дня: ФАС поделится опытом

Очередной подготовленный ФАС антимонопольный пакет поправок носит уточняющий характер. Чиновники отказались от идеи фиксированных штрафов для естественных монополий и собираются получить право выносить предостережение по аналогии с сотрудниками ФСБ.
Начальник аналитического управления ФАС РФ Алексей Сушкевич (справа) обсуждает новые инициативы с членами профессионального юридического сообщества Артуром Рохлиным, партнером компании «ЮСТ» (в центре), и Владимиром Кузнецовым, заместителем генерального д/ П. Горшков

Третий по счету крупный пакет поправок в законодательство о защите конкуренции внесен в правительство по традиции с разногласиями от Федеральной службы по тарифам и других отраслевых ведомств, иронизировал руководитель ФАС Игорь Артемьев на конференции «Ведомостей». «Мы рассчитываем еще до нового года передать в Государственную думу этот документ и, как минимум, принять его в первом чтении», – надеется он.

По значимости вносимых правок третий пакет значительно уступает своим предшественникам. Первый антимонопольный пакет заложил основы современной работы антимонопольщиков, дав им в руки механизм оборотного штрафа. Второй пакет упростил доказательство случаев злоупотребления доминирующим положениям и согласованных действий, а также сделал работающей уголовную статью за антиконкурентный сговор. Третий пакет скорее корректирует закон «О защите конкуренции» с учетом практики его применения за последние несколько лет.

Охота на бронтазавров

Как рассказал на конференции «Ведомостей» Артемьев, ФАС и Минэкономразвития решили на вводить для естественных монополий фиксированных штрафов до 1 млн руб. за незначительные нарушения законодательства о защите конкуренции. «Сейчас они (естественные монополии. – «Ведомости») похожи на бронтозавров в тяжелых шкурах», – заметил Артемьев, поэтому в отличие от остальных компаний на несколько лет нужно сохранить для них оборотные штрафы за любые нарушения. Такое решение согласовано, подтверждает директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко: нарушения со стороны монополий продолжаются, правда, оборотный штраф для них решено сделать с пониженной ставкой.

Идею фиксированного штрафа предложил сам Артемьев год назад. По его мнению, нарушения, не оказывающие влияния на состояние конкуренции, должны наказываться фиксированным штрафом «до нескольких миллионов рублей». Заявлению предшествовало несколько дел с начислением крупных оборотных штрафов монополистам за дискриминацию потребителей. Так, в августе 2009 г. подмосковное управление ФАС по заявлению жителя Наро-Фоминского района оштрафовало электросетевую компанию МОЭСК на 45,4 млн руб. Дачник пытался подключить дом к сети, но получил отказы, хотя технические возможности для присоединения были.

У энергокомпаний нет другого источника компенсации штрафов, кроме тарифа, поэтому применение оборотного наказания по каждому случаю грозит срывом инвестпрограмм и текущего ремонта, говорит сотрудник одной из МРСК. Такая практика приведет к тому, что потребители будут шантажировать энергокомпании, даже если отказ будет обоснованным, опасается он. По словам представителя «Холдинга МРСК», компания продолжает обсуждать с Минэнерго и Минэкономразвития поправки, устанавливающие фиксированные штрафы за нарушение правил техприсоединения.

Московское УФАС России проверит, законно ли уклонение ОАО «МОЭСК» от заключения договора на осуществление технологического присоединения.

Последствия решения ФАС и Минэкономразвития не заставили себя ждать. Приостановившийся поток дел о незаконном отказе в техприсоединении нахлынул с новой силой. Так, 8 ноября московское управление ФАС возбудило такое дело против Московской объединенной электросетевой компании.

Под защитой биржи

В третьем антимонопольном пакете появился стимул для перевода продаж на биржу, о необходимости которого чиновники ФАС говорили уже несколько лет. К перечню случаев, когда цена не может быть признана монопольно высокой, добавляется биржевое ценообразование.

Правда, речь идет не о любой торговой площадке. По поправкам, объем продаваемого на бирже товара должен быть не ниже 20% собственного производства для любой компании и не ниже 10% – для занимающей доминирующее положение (в том числе в группе с другими игроками). Информация о покупателях, подавших заявки, не должна раскрываться до окончания торгов, чтобы избежать сговоров, их также должно быть не менее трех (правительство может увеличить этот порог). Требования к операторам бирж по проекту должно установить правительство.

По словам Артемьева, ФАС рассчитывает на то, что эта система в первую очередь откроет дорогу биржевым торгам в области нефтепродуктов. На биржу уже переходят нефтяники, договорившиеся о мировом соглашении с ФАС. По словам представителя ТНК-ВР, в июле – сентябре на бирже реализовано 17,3% от объема продаж на внутреннем рынке, исходя из отчетности «Роснефти» в январе – сентябре компания продала через биржу 17% нефтепродуктов, поставленных на внутренний рынок.

Определились с картелями

Новые поправки разделяют запреты на антиконкурентные соглашения и согласованные действия, которые сейчас сведены в ст. 11. Теперь они разбиты на две статьи.

Перечень картельных соглашений, т. е. безусловно запрещенных соглашений между конкурентами (запретов per se), сокращается с девяти до пяти. Это соглашение о поддержании цен, скидок, надбавок и наценок, о поведении на торгах, раздел рынка по товарному или географическому признаку, сокращению или прекращению производства определенного товара, а также отказе от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями.

Поправки оставляют уголовную ответственность только для картельных соглашений (такая редакция действовала до 30 октября 2009 г.). Для всех вертикальных соглашений (между продавцами и покупателями), а также любых согласованных действий ее не будет. Уличенных в них компаниям грозит максимум оборотный штраф (1–15% от выручки на рынке определенного товара, но не более 2% от совокупной выручки), а их руководителям – дисквалификация на срок до трех лет.

То есть по новым поправкам руководителям «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти» и ТНК-ВР по новым поправкам не будет грозить ответственность за коллективное поддержание монопольно высоких цен на рынке нефтепродуктов, объясняет партнер «Нерр» Илья Рачков: а только если ФАС уличит их в заключении соответствующего соглашения.

После вступления в силу новых поправок в антимонопольную ст. 178 Уголовного кодекса осенью 2009 г. нефтяники через «Единую России» просили Минэкономразвития ограничить применение статьи. Ведь по ней руководству компании грозит лишение свободы за получение незаконного дохода всего в 5 млн руб. Правда, для этого компания должна повторить нарушение трижды в течение трех лет.

ФАС предупреждает

Проект наделяет ФАС новыми полномочиями – направлять предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Такой механизм – давняя мечта Артемьева. На конференции «Ведомостей» он объяснил, что собирается применять предостережения для пресечения прямых заявлений должностных лиц компании или чиновников о будущем или грядущем росте цен. Если такое повышение произошло, то есть признаки координации экономической деятельности, добавил он.

Впервые о необходимости таких поправок Артемьев заговорил зимой 2008 г. Прогнозы цен на жилье в январе давал столичный мэр Юрий Лужков, в феврале – его зам Владимир Ресин. Цены в Москве могут немного снизиться, но обвала не будет, обещал Ресин в эфире телеканала ТВЦ, посоветовав «тем, кто хочет купить жилье, его покупать».

Если ФАС сможет заменить предостережением процедуру возбуждения дела, это позволит в упрощенном порядке разрешать проблему с компанией, считает вице-президент компании МТС по правовым вопросам Руслан Ибрагимов. По его мнению, если тот, кому направлено предостережение, согласен устранить нарушение, ФАС сможет не тратить силы на бесспорные дела, а компании – избежать ненужных штрафов.