В мире: Грузовики никого не боятся!

Производители грузовых автомобилей, как и другие крупные компании, ничего не боятся в Великобритании. Антимонопольным органам не часто удается уличить их в картельном сговоре/ Reuters

Управление по справедливой торговле (OFT) Великобритании в сентябре начало расследование в отношении крупных европейских производителей грузовиков по подозрению в ценовом сговоре. В число компаний, с которыми OFT связано по этому делу, вошли британское подразделение грузовиков Mercedes-Benz германского концерна Daimler, германские DAF и MAN, шведская Scania (Volvo Trucks и Renault Trucks), а также Iveco (подразделение итальянской Fiat).

Расследование пока только началось, ни одна сторона не оглашает его деталей.

В середине сентября по этому делу был арестован, но затем освобожден под залог без предъявления обвинения Иен Джоунс, управляющий директор британского подразделения Mercedes-Benz, хорошо известный человек в автомобильной индустрии. Его арест совпал по времени с обыском в офисе компании в бизнес-центре «Тонгвелл».

Крупнейший в мире производитель грузовиков Daimler в апреле этого года был приговорен федеральным судом США к штрафу в $185 млн – он был обвинен в том, что систематически давал взятки высокопоставленным чиновникам 22 стран мира ради получения выгодных государственных контрактов. В декабре прошлого года MAN заплатил 150,6 млн евро по решению мюнхенского суда. Компанию, в частности, обвиняли в «неадекватной структуре внутренних правил компании», способствовавшей коррупции.

Третий за два года скандал грозит нанести серьезный ущерб индустрии грузовых автомобилей. OFT также находится в положении, когда проигрыш способен окончательно подорвать его репутации. Ранее в этом году сообщалось о двух расследованиях, проводимых управлением. В феврале в картельном сговоре были заподозрены поставщики проводов для автомобильных электрических систем (прошли обыски в штаб-квартире компании Yazaki в графстве Ковентри, один из сотрудников компании был допрошен и выпущен под залог). Второе, совместное с антимонопольными органами ЕС расследование возможного ценового сговора на рынке пленки для сельского хозяйства коснулось крупнейшего европейского производителя полиэтиленовых изделий British Polythene Industries, в штаб-квартире которого прошел обыск. Из-за этих двух дел управление обвинили в том, что оно занимается только малоизвестными секторами бизнеса.

Еще один упрек в адрес OFT был в том, что управление уже семь лет с момента вступления в силу закона о предпринимательстве имеет право привлечекать к уголовной ответственности должностных лиц, нарушивших антимонопольное законодательство (максимальное наказание – пять лет лишения свободы), но ни разу не использовало это право. В мае этого года управление потерпело унизительное поражение, когда в последний момент отказалось от обвинений в адрес четырех бывших и действующих менеджеров авиакомпании British Airways, в результате те были оправданы судом. Дело о ценовом сговоре между ведущими мировыми авиакомпаниями началось в 2006 г. с того, что Virgin Atlantic призналась министерству юстиции США и OFT в договоренности в отношении тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. В результате Virgin избежала штрафов. В 2007 г. British Airways (BA) и Korean Air были оштрафованы в США на $300 млрд каждая, в Великобритании BA также заплатила штраф – 121,5 млн фунтов стерлингов ($246,8 млн). В 2008 г. крупные штрафы в США выплатили Japan Airlines, альянс Air France/KLM, Cathay, Martinair, SAS. В мае 2010 г. перед судом предстали менеджеры BA – Мартин Джордж (бывший коммерческий директор, член совета директоров), Иен Бернс (бывший глава по корпоративным связям), Ален Барнетт (отвечавший за продажи в Великобритании и Ирландии) и Эндрю Кроули (директор по продажам и маркетингу). Их обвинили в сговоре с Virgin Atlantic в 2004–2006 гг. в скоординированном резком повышении топливных надбавок на трансатлантических рейсах. Дело развалилось в суде после того, как в компьютерной базе данных было найдено электронное письмо, свидетельствующее, что компания приняла решение по повышению топливной надбавки до начала переговоров с менеджерами BA. Адвокат Барнетта назвал судебный процесс актом «некомпетентности глобального масштаба», пожалел о потраченных деньгах налогоплательщиков (процесс обошелся в 1 млн фунтов стерлингов) и заявил, что OFT «разрушило жизни четырех человек, выдвигая... нелепое обвинение, обреченное на провал с самого начала».

Глава OFT Филипп Коллинз после завершения судебного процесса заявил в интервью Financial Times: «Очень жаль, что дело было прекращено. Но это не значит, что нам не удалось послать предупредительный сигнал, и не думаю, что это помешает нам в подобных случаях выдвигать уголовные обвинения».

После победы на судебном процессе British Airways обратилась к OFT с предложением пересмотреть решение 2007 г. о штрафе, который до сих пор не уплачен, но получила отказ.

Британские борцы за справедливую торговлю завидуют своим коллегам из США, где создание картелей уголовно наказуемо с 1974 г., подозреваемых легче заставить признать вину, чтобы после смягчить наказание, а суд легче выиграть.

Единственный случай, когда OFT удалось добиться приговора менеджерам за участие в картельном сговоре, – осуждение в 2008 г. трех бывших директоров компаний, поставлявших шланги для перекачки нефти (двое получили по три года тюрьмы, один – два с половиной, затем приговоры были смягчены на полгода для каждого, все трое были освобождены после отбытия половины срока наказания). Но и этот случай стал возможен лишь после того, как американские следователи, участвовавшие в международном расследовании, договорились о признании обвиняемыми своей вины в британском суде.

История с грузовиками – возможно, последний шанс OFT реабилитироваться в глазах общественности.

Оксана Гвоздилина

судья Высшего арбитражного суда РФ

Летом ФАС проводила встречу с американскими судьями, на которой были и судьи ВАС РФ. Мы пришли к выводу, что у них проблем с применением антимонопольного законодательства ничуть не меньше, чем в России. Мне показалось, что у нас достаточно лояльное антимонопольное законодательство. В мировой практике срока давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства зачастую нет, а у нас они все же существует.