Джаз несерьезных людей

Группа Hildegard Lernt Fliegen показала москвичам, что авангардный джаз вовсе не обязан быть нахмуренным: в нем тоже есть место веселью

Знакомый

Андреас Шерер впервые приезжал в Москву этой зимой в составе труппы Бобби Макферрина и демонстрировал разнообразие доступных ему вокальных техник, от пения до битбоксинга – имитации голосом звука ударных.

В составе швейцарской группы, устроившей на неделе гастрольный тур по московским клубам (четыре концерта в «Мастерской», Squat Cafe, Artefaq и «Проекте ОГИ»), шесть человек: духовая секция о трех головах, контрабасист, барабанщик и освобожденный вокалист Андреас Шерер, который при ближайшем рассмотрении оказывается в ансамбле лидером. Лидерство это и идейное (Шерер – автор всех песен), и харизматическое: де-факто именно он замыкает на себе функции дирижера, подсказывая прочим музыкантам с помощью бурной жестикуляции, когда им следует дать форте, когда, напротив, еле слышное пианиссимо, а когда и вовсе умолкнуть. Учитывая, что играет группа, строго говоря, джаз – пусть и неортодоксального плана, – ситуация складывается довольно нетривиальная: когда мы в последний раз видели джаз-банд под управлением певца? Тем не менее в своем необычном формате группа Hildegard Lernt Fliegen существует вполне органично, что и доказали московские концерты, скучать на которых не пришлось.

На поверку концерт обернулся полуторачасовым испытанием голосовых связок Андреаса Шерера, которое он с честью выдержал: порой казалось, что в группе не трое, а четверо духовиков – так убедительно певец имитировал трубу или саксофон. Попутно он успевал шутить с залом, плясать на доставшемся ему клочке сцены, устраивать с саксофонистом импровизированные дуэли и уверенно вести ансамбль через сложнейшие ритмические участки: в песнях группы нередки моменты, когда инструментам приходится одновременно играть в разном размере. Барабанщик, помимо традиционной ударной установки, отстукивал свою партию на пишущей машинке, а на бис все музыканты столпились вокруг контрабаса и принялись играть на нем в двенадцать рук – удивительным образом этот комический перформанс внезапно перетек в замечательную песню: у этих людей музыка легко рождается из самых неожиданных предпосылок.

При попытке сформулировать, что именно доказали московские концерты Hildegard Lernt Fliegen, нужно остановиться на двух моментах. Во-первых, даже самый радикальный, новаторский джаз можно играть с огоньком – песни группы вполне вписались бы в звукоряд нью-йоркской даунтаун-сцены, однако при этом они напрочь лишены присущего многим протеже Джона Зорна академизма; это, в сущности, чрезвычайно легкомысленная, улыбчивая музыка. А во-вторых, и в наш век информационного профицита временами удается найти прекрасные проекты. Есть подозрение, что надолго уехать из Москвы швейцарской группе теперь никто не даст.