Правила игры: От благотворительности к инвестициям


В результате все большей профессионализации деятельности различных фондов и благотворительных организаций, а также под влиянием последнего экономического кризиса мы наблюдаем тенденцию к переходу благотворительных организаций от простого дарения к инвестициям.

Организации, спонсируемые и финансируемые бизнесом, стали серьезными игроками на рынке, на котором ранее доминировали традиционные благотворительные фонды, выделяющие гранты. Их спонсорам не нравится идея создания благотворительного фонда и простого перечисления средств на какое-нибудь доброе дело. Они считают, что в благотворительной деятельности следует применять те же принципы зарабатывания и расходования денег, что и в бизнесе, а именно: создавать венчурные компании, цель которых – достижение конкретных и количественно измеряемых социальных целей, а в долгосрочной перспективе – финансовых результатов.

Естественным логическим шагом после появления на свет идеи о необходимости применения в филантропической деятельности принципов инвестирования частного капитала стало переосмысление отношения к получателям благотворительных средств и грантов. Уходит в прошлое отношение к ним, как к «нуждающимся людям». Скорее, это люди, которые могут «делать дело» и выступать в качестве социальных предпринимателей, которых с инвесторами объединяет общая цель. Это означает, что центральным вопросом становится отчетность, а инвесторам и социальным предпринимателям необходимо оценивать прогресс на основе согласованных показателей.

В качестве примера можно привести опыт PricewaterhouseCoopers (PwC) в Канаде, которая через созданный ею фонд поддерживает социальную компанию TurnAround Couriers в Торонто, обеспечивающую PwC и другие компании курьерскими услугами. Офис PwC в Торонто пользуется услугами TurnAround Couriers и местной кейтеринговой компании Lemon and Allspice Cookery, которая была создана как деловое партнерство людей с когнитивными расстройствами.

Другой пример благотворительной организации нового типа – Socential (www.socential.org), которая была создана в Цюрихе и выступает посредником между филантропией и социальным предпринимательством. Проект «Микрофинанс» (Microfinance) – пример кредитования бедных слоев населения, которым предоставляет возможность реализации инвестиционных программ через целый ряд профессионально управляемых инвестиционных структур.

Безусловно, фактором успеха для компаний, занимающихся венчурной филантропией, является их способность измерить социальный эффект и на его основе – социальную прибыль от инвестиций. К сожалению, многие представители третьего сектора все еще испытывают предубеждение против постановки четких целей.

Эта проблема требует решения, и мы ожидаем, что в ближайшем будущем станут появляться инициативы, направленные на стандартизацию системы отчетности о результатах деятельности. Можно уже назвать одну – создание некоммерческой организации GIIN (Global Impact Investing Network), которая разрабатывает единый глоссарий терминов и систему социальной отчетности и инвестиционных стандартов Impact Reporting and Investment Standards (IRIS). Планируется, что первая группа показателей в рамках системы IRIS будет опубликована в 2011 г.

Интересно, однако, отметить, что существует и противоположный взгляд на этот вопрос: наилучшим образом оценить успех любой программы могут именно те, кто является объектом инвестиций. Именно поэтому более 170 фондов согласились на оценку их деятельности грантополучателями в рамках исследования Grantee Perception Report. В США эта инициатива почти вылилась в создание квазистандарта для оценки деятельности благотворительных фондов – ну чем не еще один инновационный подход к отчетности.