Вектор


За один вчерашний день появились сразу три новости, касающиеся использования мобильных телефонов в качестве... билетов на поезд. МТС сообщила о тестировании проекта по проходу с помощью телефона, оснащенного специальным NFC-чипом, в московское метро, «Мегафон» протестировал аналогичный проект в Петербурге. А «Вымпелком» участвует в проекте, инициированном Инфокоммуникационным союзом (некоммерческое объединение операторов): приложив к считывающему устройству телефон Nokia с NFC-чипом, можно будет проходить на рейсы «Аэроэкспресса». Все три проекта не совсем из области мобильной связи – они сродни идее единой социальной карты, на которой когда-нибудь будут записаны все данные о человеке. В данном же случае таким «единым удостоверяющим документом» предлагается сделать телефон. Но для сотовых операторов это потенциальная возможность заработать: ведь билеты – что на метро, что на «Аэроэкспресс» – оплачиваются именно через телефон. Другое дело, что, если комиссия, которую станет взимать оператор с каждой такой транзакции, окажется слишком высокой, «мобильные проездные» могут и не прижиться. Например, в Сбербанке в последнее время выросла популярность терминалов, которые берут меньшую комиссию с коммунальных платежей, чем операционистки в кассах.

«Дружба» на пределе

Этой зимой потребители российской нефти в Чехии, Словакии и Венгрии могут столкнуться с дефицитом сырья, опасается «Транснефть». Компания собирается разослать европейским потребителям письма с предупреждениями, заявил представитель монополии Игорь Демин. Причина нештатной ситуации – аверсный режим нефтепровода Одесса – Броды. На днях началась тестовая прокачка венесуэльской нефти из Одесского порта через Броды и далее по одной из веток нефтепровода «Дружба» на Мозырский НПЗ в Белоруссии. Ранее эта ветка, так же как и параллельная, качала российскую нефть в сторону Центральной Европы, а теперь возник дефицит мощностей: труба работает на пределе, резерва на увеличение прокачки (например, в случае холодной зимы) нет, утверждает «Транснефть». Аргументация монополии схожа с тактикой другого гиганта – «Газпрома»: в преддверии газовых войн холдинг публично предупреждает Брюссель о возможном срыве поставок из-за «причуд» стран-транзитеров. В этот раз ответственность вновь возложена на Минск: аверс Одесса – Броды – следствие политических игр Белоруссии, заявил недавно в интервью вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов. Покупать российское сырье по трубе (пусть даже со 100%-ной пошлиной) на $52–58 (с тонны) дешевле, но Минск предпочел контракт с Венесуэлой, пояснил он.

Билет в телефоне