Борьба за единство Европы

В мае еврозоне пришлось спасать Грецию, в ноябре – Ирландию. Португалия и Испания могут стать следующими жертвами рынков, собственной расточительности в докризисные годы и отсутствия в еврозоне механизма по координации бюджетной и экономической политики

Причины кризиса в Греции и Ирландии разные. В первом случае это безответственная бюджетная политика, подтасовка статистики и коррупция, во втором – проблемы банков из-за безрассудной кредитной политики в годы экономического и жилищного бума. Португалия вынуждена бороться с чрезмерным бюджетным дефицитом и госдолгом, Испания – с последствиями обвала на рынке недвижимости, из-за которого безработица превысила 20%.

Но в еврозоне есть страны, которые спустя два года после острой фазы кризиса чувствуют себя вполне неплохо. Экономика Германии уверенно растет, в том числе за счет экспорта, а у Норвегии – профицит бюджета 10,3% ВВП в 2009 г. и фонд на $505 млрд. За пределами еврозоны, среди стран – членов Евросоюза ситуация также различна. Швеция мало пострадала от кризиса, а у Великобритании дефицит бюджета в 2009 г. составил 11,4% и инфляция сейчас превышает 3% (при цели Банка Англии в 2%).

В прошедшее воскресенье, после полутора недель настойчивых просьб со стороны руководителей Европейского центробанка, Еврокомиссии и ряда стран Ирландия согласилась попросить о помощи. По предварительным данным, она может получить до 100 млрд евро. На то, чтобы понять, чем еврозоне грозит дефолт Греции, и договориться о выделении ей 110 млрд евро, европейским лидерам понадобилось около двух месяцев. С Ирландией получилось быстрее – благо есть договоренность о создании вместе с МВФ стабилизационного фонда на 750 млрд евро. Правда, руководители европейских стран и ЕЦБ надеялись, что само существование такого фонда поможет успокоить рынки и предотвратить необходимость спасать еще кого-нибудь. Но уж слишком тяжела ситуация в Ирландии: несмотря на два года сокращения госрасходов, дефицит бюджета в 2010 г. составит треть ВВП. Между тем потребность в деньгах для спасения банковского сектора растет. Второй по величине банк страны Allied Irish Bank сообщил 19 ноября, что его депозиты сократились с начала года на 17%.

Долговой кризис породил многочисленные разговоры о возможном распаде еврозоны. В сообществе 16 стран проводится единая валютно-денежная политика, но в бюджетной политике каждая страна следует своим приоритетам. Пакт стабильности и роста, который обязывает все страны ЕС (а уж еврозоны тем более) ограничивать бюджетный дефицит 3%, а госдолг – 60% ВВП, не соблюдался и в благополучные времена. Италия и Греция были приняты в еврозону с долгом более 100% ВВП, а Германия в начале десятилетия несколько лет нарушала бюджетную норму.

Оказавшись же в кризисе, страны еврозоны лишены одного из наиболее действенных способов поддержать экономику и облегчить выплату долга – девальвировать национальную валюту. Несмотря на помощь Греции, она может объявить дефолт в ближайшие три года, потому что мер по сокращению госрасходов будет недостаточно, чтобы справиться с долговым бременем, сказал в конце октября Мохамед Эль-Эриан, гендиректор PIMCO, управляющей крупнейшим в мире фондом облигаций. «Решение вопроса, удастся ли [европейским лидерам] привлечь на свою сторону рынок облигаций в качестве дополнительной меры для обеспечения бюджетной устойчивости, зависит от того, эффективно ли рынок оценивает риск дефолта, – пишут в отчете аналитики Morgan Stanley Эльга Барщ и Даниэле Антонуччи. – К сожалению, как показывает опыт развивающихся стран, рынки облигаций значительно переоценивают риск дефолта и провоцируют сильную цепную реакцию».