Дефолт по сценарию

Периферийная Европа не сможет справиться с кризисом доверия самостоятельно. Требуется коллективная ответственность за долги, считают эксперты

Государственные финансы Европы в целом находятся даже в лучшей форме, чем у других развитых экономик, отмечает председатель Fulcrum Asset Management Гэвин Дэвис. По оценке МВФ, еврозоне требуется сократить госрасходы на 5,5% ВВП, а вот США, Японии и Великобритании – на 13, 11,6 и 8,8% ВВП соответственно. Масштаб бюджетных проблем стран группы PIGS (Португалии, Ирландии, Греции и Испании) также сопоставим с задачами крупнейших развитых экономик: им требуется сократить дефицит на 8,4 и 8,3% соответственно, уже запланированы меры на 3,3 и 2,3%, и в перспективе требуется урезать еще 5 и 6% расходов (данные МВФ).

У экономик периферийной Европы такие же бюджетные ограничения, как и у ведущих развитых стран, ни хуже, ни лучше, уверен Дэвис. Европейские страны с большим уровнем долга способны разрешить свои проблемы и закрыть финансовые дыры, считает он: «Главная проблема ЕС в другом – зона евро является монетарным союзом, но фискальная политика стран разделена: спасти европейские финансы может коллективная ответственность за долг, более жесткое бюджетное и финансовое регулирование – только это позволит предотвратить перманентный кризис».

Если этого сделано не будет, ожидания дефолта в тех или иных странах действительно приведут Евросоюз к большим проблемам, уверен Дэвис.

Нужен порядок

Краткосрочные проблемы Евросоюза можно решить с помощью кредитов и стабилизационного фонда, но это не решит фундаментальной проблемы – необходимости реструктурировать долги, если возникнет угроза дефолта: такого механизма в Европе нет, пишет в FT профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.

По его мнению, напряженность на финансовом рынке удастся снять, если члены еврозоны установят порядок реструктуризации долгов еще до фактического объявления дефолта. Такой инструмент использовали Пакистан, Украина, Уругвай и Доминиканская Республика, а вот Аргентина, Россия и Эквадор прибегали к этому механизму уже после заявления о неисполнении обязательств, вспоминает Рубини.

Если нервозность инвесторов не пойдет на убыль, все страны PIGS задействуют внешнюю помощь: займы на рынке им станут недоступны, считает Рубини. Ирландия, как ранее Греция, на пути к полной несостоятельности, пишет он.

Ирландия будет первой страной, которой придется воспользоваться фондом помощи ЕС, отмечают аналитики Economist Intelligence Unit: это произойдет уже в середине 2011 г., если не раньше. Из-за вливания 38 млрд евро в банковский сектор дефицит бюджета Ирландии, по оценке EIU, вырастет в 2010 г. до 37% ВВП (правительственный прогноз – 32%) с 14,5% в 2009 г., но сократится до 11,8% в 2011 г. и 4,5% к 2015 г. Правительство ставит задачу сократить дефицит до 3% уже к 2014 г.

Дефицит счета текущих операций страны будет оставаться низким и составит около 0,8% ВВП в 2011–2015 гг., считают в EIU: «Рост ирландской экономики будет сильно зависеть от внешнего спроса».

Цепная реакция

После Ирландии к фонду помощи обратится и Португалия, считают в EIU, но внешнее финансирование не поможет избежать реструктуризации долгов в среднесрочной перспективе. «Амбициозное сокращение дефицита с 9,4 до 3% ВВП в 2014 г. будет препятствовать росту экономики, и в конечном итоге это замедлит темпы фискальной консолидации. Дефицит счета текущих операций сократится с 10,3% ВВП в 2009 г. до 4,2% в 2014 г. Экономике страны удастся показать положительные темпы в 2010 г. в 0,8%, но успех будет временным: в 2011 г. ожидается новый спад на 0,9%», – прогнозирует EIU.

Испания останется в числе слабейших экономик еврозоны дольше всех, продолжают аналитики EIU: «Реальный рост ВВП превысит 1% только в 2012 г. Одна из главных составляющих испанской экономики – рынок недвижимости, который пережил коллапс в 2008–2009 гг., будет оставаться слабым еще долгое время». Еврокомиссия прогнозирует, что уровень безработицы в Испании (20,8%) начнет снижаться в 2011 г., но будет долгое время оставаться высоким.

Самыми уязвимыми останутся госфинансы Греции: общий госдолг вырастет до 146% ВВП к 2012 г. (прогноз EIU). Но благодаря настойчивости Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ дефицит снизится до 8% ВВП в 2010 г., 7% – в 2011 г., 5,2% – к 2012 г. (данные минфина Греции).

Афинам аналитики EIU обещают спад до 2012 г.: ВВП снизится на 4,7% в 2010 г. и на 3,8% в 2011 г.; в 2012 г. темпы роста будут нулевыми, в 2013–2014 гг. составят около 1%. Внутренний спрос будет сокращаться в ближайшие три года.

Если краткосрочные меры не помогут, реструктуризация долгов еврозоны будет беспрецедентна по сравнению со всеми прежними дефолтами, уверен член исполнительного совета ЕЦБ, профессор Лоренцо Бини-Смаги: «Она несравнима с реструктуризацией развивающихся рынков из-за значительно больших размеров активов и обязательств, которые попадают в зону риска, особенно тех, что находятся в руках национальных и иностранных банков». Любой механизм, который сочетает применение обоих инструментов – фонда помощи и реструктуризации долга, – провоцирует мощные спекулятивные атаки рынка на гособязательства, добавляет он. В результате цена разрешения долговой проблемы сильно увеличивается, отмечает Фрэнк Энгельс из Barclays Capital.