Издержки конкуренции

Три года назад Евросоюз провел реформу сектора финансовых услуг, чтобы повысить прозрачность и конкуренцию. Одним из неожиданных результатов стало ухудшение положения инвесторов: появились многочисленные площадки для торговли акциями, и инвесторы теперь не знают, где правильные котировки

Директива ЕС «О рынках финансовых инструментов» (MiFID) вступила в силу в ноябре 2007 г. Благодаря ей работа финансовых компаний сильно упростилась. Финансовые и инвестиционные компании из одной страны ЕС могут беспрепятственно работать на всей территории союза, им достаточно быть зарегистрированными в одной стране ЕС. Клиринговые системы могут осуществлять клиринг по акциям с бирж всех стран ЕС.

Директива позволила проводить операции с акциями компаний из листинга других бирж, и в Европе появилось множество альтернативных электронных площадок. Первой в 2007 г. заработала «внучка» японской Nomura Holdings – Chi-X. Затем подоспели Turquoise, NASDAQ OMX Europe, «дочки» американских BATS, Direct Edge и др.

Альтернативные площадки стали быстро отнимать бизнес у традиционных бирж. За первые три месяца работы Chi-X перетянула на себя с Лондонской фондовой биржи (LSE) 13% объема торгов акциями, входящими в индекс FTSE 100. В планах гендиректора Chi-X Питера Рэндалла было довести этот показатель до 25%. Цель эта достигнута: доля Chi-X приближается к 40% (см. график). В ближайшие пять лет европейский рынок изменится настолько, что на биржах останется 60% оборота, а на альтернативных площадках – 40%, говорил в 2008 г. вице-президент NASDAQ OMX Крис Конкэннон.

Операции с акциями компаний, зарегистрированных на LSE, сейчас можно проводить на 21 площадке, включая так называемые темные пулы, где институциональные инвесторы проводят непубличные крупные сделки.

Непредсказуемые последствия

Конкуренция привела к снижению транзакционных издержек, но у директивы Еврокомиссии оказалось как минимум одно непредвиденное последствие. Ценовая информация оказалась разрозненной, так как нет публичной центральной системы, в которой бы собирались данные с разных площадок. В США для этого есть единая лента цен.

Регуляторы стали опасаться, что взрывной рост конкуренции и быстрое развитие трейдинговых технологий могут принести обратный их намерениям результат. «Проблема фрагментированности информации <...> может подорвать главную цель MiFID – повышение прозрачности и сделать рынки менее прозрачными», – говорится в июльском докладе Комитета европейских регуляторов рынков ценных бумаг (CESR). Он призвал как можно скорее создать единую ленту котировок. Его рекомендации должна учесть Еврокомиссия, проводящая первый обзор хода реализации директивы.

Кризис подорвал доверие многих инвесторов к рынкам, а 6 мая этого года, когда в США индекс Dow Jones за 20 минут рухнул на 1000 пунктов, быстро отыграл обратно, – и к инфраструктуре рынка. Поэтому проблемы, связанные с прозрачностью европейского рынка, обострились. Многие финансовые институты жаловались регуляторам, что фрагментация торговли и ценовой информации осложняет им поиск наилучшей цены исполнения сделки для клиента, как того требует MiFID.

Не почувствовали эффекта

Розничные инвесторы почти не ощутили выгод от либерализации рыночной структуры. Она привела к снижению брокерских комиссий для крупных институтов, но не для рядовых трейдеров и инвесторов, утверждает Гильом Праш, управляющий директор Европейской федерации инвесторов, объединяющей 29 инвестиционных ассоциаций. Брокеры, обслуживающие частников, зачастую, как и раньше, показывают цены только на национальной бирже, добавляет он. Наконец, многие небольшие брокерские фирмы не обладают средствами, чтобы подключиться к источникам данных со всех площадок, говорит Праш.

Регуляторы и ЕК должны приложить гораздо больше усилий для информирования инвесторов, которые зачастую просто не знают о новых возможностях, считает Ники Битти, управляющий директор консалтинговой фирмы The Market Structure Practice.

Единая лента

Пока регуляторы решают, как исправить недостатки MiFID, участники биржевого рынка сами пытаются наладить сбор информации. Биржи, традиционно получающие высокие доходы за счет продажи пакетов данных профессиональным участникам рынка и информационным агентствам, стали разбивать их на части, чтобы создать возможность для использования только части данных – например, о котировках. «Наши действия вносят вклад в создание единого европейского рынка, позволяя улучшить сбор и доступность информации с фондовых рынков», – говорит Джудит Хардт, генеральный секретарь Федерации европейских бирж ценных бумаг.

Агентство Thomson Reuters с начала 2011 г. планирует предлагать ленту цен с европейских торговых площадок по всем 6436 компаниям, акции которых допущены к обращению на биржах. Информация будет поставляться в реальном времени, доступ к ней смогут получить и индивидуальные инвесторы.

«Каждый раз, когда реализуются такие масштабные реформы, как MiFID, в результате которых меняется структура рынка, будут появляться стороны, считающие, что их обделили, – говорит Стивен Дэйтон, начальник отдела торговли европейскими акциями Credit Suisse. – Цели MiFID просто фантастические, и [финансовая] индустрия должна сделать все, чтобы директива работала».