На учения ответили огнем

Северокорейская артиллерия обстреляла южнокорейский остров. Это второй серьезный инцидент с начала года, но дальнейшего обострения скорее всего удастся избежать

Вчерашний инцидент произошел утром по московскому времени в спорном районе Желтого моря – у западного побережья Корейского полуострова. В марте недалеко от этого места взорвался и утонул южнокорейский корвет «Чхонан» – погибло 47 моряков, Южная Корея обвинила в этом Северную. Как сообщил вчера представитель минобороны Южной Кореи агентству «Ренхап», на острове Йонпен южнокорейская армия проводила учебные стрельбы ракетами, но не в сторону КНДР, на север, а на запад. Однако северокорейская артиллерия внезапно нанесла удар по острову, выпустив около 100 снарядов. В результате двое южнокорейских военных были убиты, ранено 15 военных и три мирных жителя, разрушено несколько десятков домов. В ответ самоходные гаубицы южнокорейской армии выпустили около 80 снарядов по северокорейским позициям. Инцидент длился около часа.

Вслед за западными странами и Японией министр иностранных дел России Сергей Лавров вчера в Минске (цитата по «Интерфаксу») осудил обстрел южнокорейского острова. Представитель МИД КНР заявил агентству «Синьхуа», что Китай выражает озабоченность инцидентом и призывает стороны предпринять усилия по сохранению мира и стабильности. Президент Южной Кореи Ли Мен Бак заявил, что отдал приказ армии в случае повторения атак разрушить северокорейскую ракетную базу неподалеку от места инцидента и уже распорядился заморозить оказание КНДР гуманитарной помощи. Северокорейское информагентство ЦТАК сообщило, что огонь первыми открыли южане, пообещав, что Корейская народная армия будет и впредь наносить «беспощадные ответные удары» по «южнокорейским марионеткам», если те нарушат территориальные воды КНДР «на тысячную долю миллиметра».

После потопления в марте южнокорейского корвета военные каждый месяц проводили крупные учения, которые КНДР традиционно воспринимала как подготовку к нападению, замечает эксперт Института Дальнего Востока Константин Асмолов. В этой нервозной обстановке инциденты, подобные вчерашнему, весьма вероятны, однако стороны, как показало развитие событий вчера, не допустили расширения конфликта. Китай – главный экономический и политический партнер КНДР – заинтересован в стабильности, поэтому вряд ли северокорейская сторона пойдет на дальнейшее обострение, считает Леонид Гусев из МГИМО. По его мнению, обострение межкорейских отношений не скажется на российско-южнокорейской торговле (в первом полугодии товарооборот достиг $10 млрд) и совместных проектах. Что же касается трехсторонних проектов, которые планировались с участием КНДР, а именно транскорейская железная дорога с выходом на Транссиб и газопровод из России в Южную Корею через Северную, то первый проект затормозился еще около 2005 г., а второй тоже не рассматривается «Газпромом» как приоритетный, напоминает эксперт.