Секрет российского рейтинга

Агентство «Русрейтинг» выиграло апелляцию по иску «Эксперт РА»

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Агентство «Русрейтинг» выиграло апелляцию по иску «Эксперт РА», говорится в сообщении «Русрейтинга». Иск «Эксперт РА» о защите деловой репутации был подан в апреле в ответ на интервью гендиректора «Русрейтинга» Ричарда Хейнсворта, опубликованного на сайте Bankir.ru в декабре 2009 г. Недовольство «Эксперт РА» вызвал рассказ Хейнсворта о том, как в 2007-2008 гг. российские агентства добивались, чтобы ЦБ начал учитывать и их рейтинги.

По словам Хейнсворта, занимались этим три агентства — AK&M, Национальное рейтинговое агентство и «Русрейтинг», которые совместно разработали профессиональный кодекс этики. "Мы их приглашали, – говорит Хейнсворт про "Эксперт РА", – но они не участвовали". «У “Эксперт РА” принципиально другой подход к рейтингам, — полагает он, — мы считаем, что рейтинги должны исходить из качественной оценки. Для этого нужна команда аналитиков, а если опираться только на компьютерные обработки, то это не рейтинг, а ранжировка». Хотя, конечно, граница здесь может быть очень размытой, добавил он.

Ни Хейнсворт, ни другие рейтинговые агентства к нему не обращались, говорится в заявлении «Эксперт РА». Там же отмечено, что рейтинги «Эксперт РА» не являются ранжировкой, а представляют собой комплексную оценку на основе большого количества формальных и неформальных факторов.

В суде первой инстанции в августе было принято решение о частичном удовлетворении иска «Эксперт РА». Но ответчики подали апелляционную жалобу в Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы, который 23 ноября полностью отменил решение суда первой инстанции, отказав «Эксперт РА» в иске к «Русрейтингу» и Bankir.ru.

«Мы будем подавать кассацию», — заявил гендиректор «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков. По его словам, все разбирательство длилось несколько минут и истцу не было задано ни одного вопроса.

Гришанков не стал комментировать различия между методиками различных агентств, отметив, что они составляют коммерческую тайну. Гласности предаются только основные параметры методик, а они, по мнению Гришанкова, у разных агентств близки. Основные различия — в степени важности того или иного критерия и наличия процедур, которые обеспечивают соблюдение этих методик.

Интервью нужно воспринимать в контексте событий 2009 г., когда и у ЦБ, и у других было много претензий к российским рейтинговым агентствам, утверждает Хейнсворт. «Интервью было нацелено на то, чтобы нас проверяли в соответствии с кодексом этики», — говорит он. «Я не вижу ничего порочащего в том, что было высказано в этом абзаце, и никогда не утверждал, что у “Эксперт РА” нет аналитиков и методологии», — отмечает Хейнсворт.