Кэтрин Стокетт написала эпос о расовых проблемах

Кэтрин Стокетт написала эпос о расовых проблемах и снова доказала, что большое искусство не может быть слишком политкорректным

Роман американки Кэтрин Стокетт «Прислуга» (The Help) стал одним из самых ярких дебютов прошлого года, несколько месяцев продержавшись на первых строчках в списках бестселлеров. Его уже перевели на десятки языков и продали общим тиражом в 3 млн экземпляров.

Эту книгу хорошо дарить любимым тетушкам, бабушкам, возможно, и мамам на Рождество или Новый год. В ее занимательности, грамотно скроенном сюжете (загадки, саспенсы, своевременные разгадки), почти не приторной сентиментальности, четком делении героев на дурных и хороших, финальной победе добра над злом ощутим дух добротного, старомодного романа.

Кэтрин Стокетт, уроженка города Джексон (штат Миссисипи), написала о том, что черные женщины, служащие белым, обладают достоинствами, которые и не снились их высокомерным хозяйкам. Выведенные в книге черные «мамушки» мудры и сердечны, как 50-летняя Эйбилин, вырастившая 17 белых детишек и любившая своих питомцев не меньше их белых родителей. Бесстрашны и домовиты, как Минни, лучшая стряпуха в городе, готовая броситься на угрожающего жизни хозяйки психа с топором. Они жертвенны и бескорыстны, как Константайн, вынянчившая главную героиню романа – мисс Скитер, начинающую журналистку, которая со временем решит написать книгу о положении прислуги в домах белых. В результате Скитер ее и напишет, составив сборник из 12 монологов черных женщин, работающих в домах города Джексон и отважившихся рассказать «белой дамочке» правду.

В начале 1960-х в штате Миссисипи, где процветал расизм, это и в самом деле требовало большого мужества, тем более в городке, где только что смертельно избили черного паренька за то, что он по ошибке зашел в туалет для белых, а затем куклусклановец застрелил борца за права афроамериканцев Медгара Эверса – об этих событиях сообщают нам все рассказчицы (их в романе три – две черные, одна белая: Эйбилин, Минни и Скитер). В конце концов безвестная дебютантка мисс Скитер все-таки отправила рукопись в Нью-Йорк...

Американская критика уже сравнила роман Стокетт с «Убить пересмешника» Харпер Ли и даже с «Унесенными ветром» Маргарет Митчел. Но, как ни лестны должны быть дебютантке оба сопоставления, для превращения в серьезный и большой эпос «Прислуге» Стокетт недостает смыслового объема и широты. Ведь о романе Харпер Ли никак не скажешь, что он о расизме – и о нем тоже, но не только. Так же как сказать, что «Унесенные ветром» – это про войну Севера и Юга, – примерно то же, что утверждать, будто «Война и мир» – книга о войне 1812 г. Но «Прислуга» Стокетт как раз ни больше и ни меньше чем о том, что черные не хуже белых, а расизм ужасен. Кто же с этим поспорит? Разве что некоторые американцы, для которых расизм, судя хотя бы по рейтингам книги, – проблема по-прежнему острая и актуальная, несмотря на чернокожего президента.

Однако политкорректность, бесценная в политической и общественной жизни, разъедает ткань художественной прозы почище серной кислоты. Так, например, чтобы быть последовательной, Стокетт напрочь лишает черных национальных черт, традиций, темперамента, хочется надеяться, не языка – однако в русском переводе ее «мамушки» говорят не на Black English, на котором в начале 1960-х в Миссисипи они и говорили, по крайней мере друг с другом, а грамотно и неотличимо от белых. Ладно, не будем придираться. Как и было сказано, перед нами не исторический роман, а добротное тетушкино чтиво.