В мире: Большая глубина – большие проблемы

Авария на полупогруженной платформе в Мексиканском заливе привела к самому серьезному разливу нефти в мировой истории/ AP

Двадцатого апреля этого года произошла катастрофа на полупогруженной нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, которая унесла 11 жизней и привела к крупнейшему (и возможно, самому дорогостоящему) морскому разливу нефти в истории нефтяной промышленности.

Эта катастрофа продемонстрировала проблемы, вставшие перед индустрией энергоресурсов, когда начались разработки месторождений на большой глубине и в сложных морских условиях.

Благодаря техническому прогрессу нефть, спрятанная на глубине, стала доступной. Но это не значит, что она стала легко извлекаемой. На глубину одной мили под водой (а это примерно глубина скважины, на которой произошла катастрофа) не проникает солнечный свет, температура воды близка к точке замерзания, а давление достаточно велико, чтобы раздавить подводную лодку.

После аварии в Мексиканском заливе в нефтяной индустрии стали обсуждаться вопросы возможного пересмотра процедур управления рисками, чтобы предотвратить повторение катастрофы. Акционеры компаний, уделяющие внимание прежде всего корпоративному управлению и соблюдению требований закона, озаботились минимизацией рисков при разработке глубоководных морских месторождений нефти и газа по всему миру.

Более 50 глобальных инвесторов направили письма нефтяным компаниям, работающим как в Мексиканском заливе, так и в Северном море, требуя предоставить информацию о планах реагирования в случае аварии на морской платформе. Инвесторы также хотят быть уверенными в том, что на оплату труда топ-менеджеров будут влиять охрана окружающей среды, здоровья работников, а также обеспечение их безопасности.

Тем временем Сенат США работает над законом, по которому могут быть сняты ограничения на размер ответственности нефтяных компаний за причиненный ущерб во время разлива нефти. Компании ТЭКа опасаются, что в случае принятия законопроекта ни с кем из страховщиков нельзя будет заключить договор на покрытие расходов на нефтеразведку и добычу в регионе. Альтернатив самострахованию не остается.

Нефтяные компании признают, что некоторое ужесточение правил игры неизбежно и что от них потребуются большие инвестиции в новые технологии. Например, ConocoPhillips беспокоится относительно того, не придется ли ставить на кон все свои средства, чтобы продолжать работать в заливе.

Ситуация с условиями и требованиями регуляторов в Великобритании заметно отличается от той, которая может возникнуть в Мексиканском заливе. Тем не менее в мае был создан Консультативный комитет по реагированию на нефтяные разливы, который должен в кратчайшие сроки оценить общие возможности отрасли в борьбе с авариями. В структуру вошли представители операторов и буровых подрядчиков, регулирующих органов и профсоюзов.

В Великобритании компании несут полную материальную ответственность за экологический или другой материальный ущерб, если они виновны в аварии. Но в случае просрочки оплаты по платежам по добровольному соглашению представителей индустрии затраты на себя берут другие представители отрасли. В августе те, кто вошел в Ассоциацию по ответственности за шельфовые загрязнения, согласились повысить лимит ответственности с уровня $120 млн за инцидент (принятый в 1974 г.) до $250 млн. В нефтяной промышленности Великобритании уже имеется соглашение о реагировании на разливы нефти. Оно предусматривает использование самолетов-разведчиков, сброс с воздуха и аварийный запас оборудования для ликвидации разливов нефти.

Почему подход Великобритании к безопасности шельфовой нефтедобычи исторически отличается от подхода США? Главная причина – катастрофа на нефтяной скважине Piper Alpha в Северном море 6 июля 1988 г., унесшая жизни 167 рабочих.

Действующий в настоящее время порядок осуществления надзора, при котором ответственность разделена между министерством энергетики и изменения климата и отделом техники безопасности инспекции по охране труда на шельфе, возник после этой глобальной катастрофы.

В Великобритании применялся подход, ориентированный на достижение конкретных результатов, а не на соблюдение определенных правил (как в США). Эксперты по риску считают британский вариант более эффективным для обеспечения безопасности при нефтедобыче на шельфе. Они полагают, что недостатки директивного подхода проявились при катастрофе в Мексиканском заливе. События развернулись по так называемому сценарию «швейцарского сыра», когда «дырки» в правилах привели к катастрофе.

Британские власти крайне обеспокоены снижением стандартов безопасности на скважинах в Северном море. Так, более половины нефтяных платформ в Великобритании превысили запланированные сроки эксплуатации или скоро его превысят, что создает угрозу новых катастроф. Последняя статистика, опубликованная в августе, показывает, что число «очень крупных и существенных» выбросов и утечек газа и нефти на платформах британских водах Северного моря увеличилось с 61 до 85 за последние 12 месяцев, достигнув самого высокого показателя с 2003 г.

Цифры, недавно опубликованные Инспекцией по охране труда, подтверждают, что в 2009–2010 финансовом году работники получили 50 серьезных травм (в предшествующем финансовом году – 20, в среднем за предыдущие пять лет – 42). Уже третий год не было случаев гибели рабочих в мероприятиях, регулируемых инспекцией.

Одновременное решение проблем разработки все более глубоких шельфовых месторождений и безопасности работы на них оказалось гораздо сложнее, чем представлялось. Но нет никаких сомнений, что повышенное внимание к обеспечению безопасности на морских буровых установках будет играть важную роль в управлении операционными рисками в будущем.