Спорный вопрос: Финансовые требования недостаточны

При осуществлении контроля за деятельностью органов власти, субъектов естественных монополий в части проведения открытых конкурсов ФАС сталкивается с различными нарушениями ст. 17 закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела комиссии ФАС РФ выявила, что к участию в конкурсе допущены три конкурсные заявки следующих страховщиков: ЗАО «МАКС», ООО «СК СОГАЗ – ЖИЗНЬ» и ОАО «Росгосстрах».

Так, согласно первой части ст. 18 этого закона отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона осуществляется в соответствии с положениями закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о размещении заказов).

Частью 3 ст. 22 закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии со ст. 17 закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Нарушение установленных данной статьей правил является основанием для признания судом торгов и заключенных сделок недействительными.

Рассмотрим пример правоприменительной практики ФАС.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России признала ОАО «МРСК Центра» – субъект естественной монополии нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции в части создания преимущественных условий участия в открытом конкурсе на право заключения договора на страхование имущества от огня и других опасностей, терроризма, машин и оборудования отдельной страховой организации (далее конкурс).

Являясь субъектом естественной монополии, ОАО «МРСК-Центра» в соответствии с ч. 1 ст. 18 закона о защите конкуренции необходимо провести отбор страховой организаций путем проведения открытого конкурса для оказания услуг по страхованию в соответствии с положениями закона о размещении заказов.

В соответствии с законом о размещении заказов ОАО «МРСК-Центра» для проведения конкурса была утверждена документация. Указанная конкурсная документация была разработана ОАО «Атомный страховой брокер» на основании договора оказания услуг страхового брокера.

Разделом 5.7. конкурсной документацией были установлены следующие критерии оценок заявок на участие в конкурсе:

– цена договора (значимость критерия составляет 50%);

– квалификация участника конкурса (значимость критерия составляет 20%);

– сроки получения услуги (значимость критерия составляет 30%).

Наивысший балл по критерию оценки цены договора присваивается всем заявкам, снижение цены по которым составляет 15% и более.

В результате применение установленного конкурсной документацией порядка оценки и сопоставления заявок пять из шести участников конкурса получили одинаковое количество баллов – максимальный балл (100 баллов).

При этом значительная разница между предложениями страховщиков по цене контракта составила 33 143 134 руб.

Таким образом, предусмотренная конкурсной документацией система оценки и сопоставления заявок по критерию цена договора не позволяет выявить лучшую цену договора и не создает стимулов для участников конкурса по снижению цены услуги более чем на 15%.

Срок получения услуги, согласно конкурсной документации, также оценивался дискретным образом, а именно: участникам конкурса, предложившим по данному критерию три рабочих дня и менее, присваивается одинаковое количество баллов.

Указанные предложения позволили пяти из шести участников конкурса на основании установленного конкурсной документацией порядка оценки и сопоставления заявок по критерию сроки получения услуги получить максимальный балл (100 баллов).

Учитывая, что по двум критериям оценки и сопоставления заявок (цена договора, сроки получения услуги) получили равные по величине итоговые баллы, решающее значение при подведении итогов конкурса имел критерий квалификация участника конкурса.

В соответствии с конкурсной документацией были установлены следующие подкритерии критерия квалификация участника конкурса:

1. Размер оплаченного уставного капитала не менее – 3 млрд руб. (мах 35 баллов);

2.Рейтинги надежности по трем агентствам (мах 30 баллов) – «Эксперт РА» (А++), Fitch Inc (BB) Standart&Poor’s;

3. Наличие сертификата ISO 9001:2000 (мах 35 баллов).

Расследование ФАС России показало, что на момент проведения конкурса только 5 страховщиков имели уставный капитал 3 млрд руб. и более, при этом второму и третьему подкритерию критерия квалификация участника соответствовала только одна страховая организация – ОАО «СОГАЗ».

Необходимо также отметить, что наибольшую цену договора из участников, получивших максимальный балл по критерию цена договора, предложило ОАО «СОГАЗ».

Таким образом, система оценки конкурсных предложений установлена в конкурсной документации таким образом, что решающее влияние на определение победителя оказывает показатель по критерию «Квалификация участника конкурса», применение которого предопределяет победителя.

Дело МВД

ФАС России в апреле 2010 г. было рассмотрено дело в отношении МВД по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции при организации и проведении совместного открытого конкурса № 269–2009к на право заключения государственного контракта на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава сотрудников внутренних дел РФ, прикомандированных к Государственной фельдъегерской службе, содержащихся за счет средств федерального бюджета (далее конкурс).

Согласно информационной карте конкурса предусмотрены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

цена государственного контракта (цена лота) – значимость критерия – 80%;

качество услуг и квалификация участника конкурса – значимость критерия – 20%.

Несмотря на то что разница между предложениями участников конкурса по цене контракта достигла 2 000 000 руб., компании получили примерно равные по величине итоговые баллы по критерию «Цена государственного контракта», которые рассчитывались в соответствии с правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 722.

Таким образом, решающее значение при подведении итогов конкурса имел балл по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса».

По критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» при проведении конкурса МВД России использовались следующие показатели:

1. Доля премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии за 2008 г. (максимально возможное количество баллов – 90);

2. Наличие у участника конкурса рейтинга российского рейтингового агентства (максимально возможное количество баллов – 5);

3. Наличие возможности оперативной выгрузки данных и сопоставления отчетов по запросу страхователя с их представлением в МВД России (г. Москва) в течение суток (максимально возможное количество баллов – 5).

Сумма максимальных значений всех установленных показателей по критерию оценки заявок «Качество услуг и квалификация участника конкурса» составляет 100 баллов, из них 90 баллов за показатель доля премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии за 2008 г.

На официальном сайте Росстрахнадзора (www.fssn.ru) в разделе «Статистика» в открытом доступе находится информация о деятельности страховых организаций, в том числе сведения о поступлении страховых премий (взносов) по отдельным видам страхования по Российской Федерации.

Согласно данным, находящимся на указанном сайте, деятельность по обязательному государственному страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц в 2008 г. осуществляли 14 страховщиков, из них только три страховщика имели лидирующие позиции по показателю «Доля премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии». Это такие страховщики, как ОАО «Росгосстрах» с долей по данному показателю, равной 73,3%, ЗАО «ЧСК» с долей – 69,9% и ЗАО «СКПО УралСиб», доля которого составила 60,6%. При этом максимальная доля по данному показателю иных страховщиков, осуществляющих данное страхование, составила не более 16%.

Следовательно, находящиеся в открытом доступе данные Росстрахнадзора позволяют предопределить победителя по показателю «Доля премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии за 2008 г.», который, в свою очередь, имеет решающее значение при подведении итогов конкурса, что и отражается в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Так, согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 28 января 2010 г. № 1/3 по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» компании получили следующие итоговые баллы:

– ЗАО «МАКС» – 13,49; ООО «СК СОГАЗ – ЖИЗНЬ» – 10; ОАО «Росгосстрах» –100 (из которых 90 баллов по показателю – доля премий по обязательному личному страхованию от несчастных случаев и болезней в общем объеме поступлений страховой премии за 2008 г.).

Учитывая изложенное, комиссия пришла к выводу, что в соответствии с конкурсной документацией система оценки конкурсных предложений установлена таким образом, что главное влияние на определение победителя оказывает один показатель по критерию «Квалификация участника конкурса», применение которого предопределяет победителя, а именно страховую компанию ОАО «Росгосстрах» и приняла решение: признать МВД России нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции в части создания преимущественных условий участия в конкурсе отдельной страховой организации.

Работа над ошибками

В целях недопущения нарушения ст. 17 закона о защите конкуренции и обеспечения конкуренции на рынке финансовых услуг ФАС РФ предлагает заказчикам и организаторам проведения открытых конкурсов:

1. Устанавливать удельный вес критериев по оценке квалификации, при которой ни один из таких критериев не будет иметь однозначно решающего влияния.

2. Применять для оценки конкурсных заявок исключительно показатели, значение которых не может быть заранее известно или рассчитано на основании официально опубликованных статистических данных.

Необходимо также отметить, что заказчики и организаторы при проведении открытых конкурсов по отбору страховщиков на право заключения договора (контракта) на оказание услуг по ОСАГО и ОМС часто сталкиваются с проблемой установления в конкурсной документации таких характеризующих качество услуг и квалификацию участников показателей, которые не приводили бы к созданию преимуществ отдельным участникам конкурса.

По мнению ФАС РФ, подкритериями по критерию «Качество услуг и квалификация участников конкурса», в том числе могут быть:

– при проведении конкурсов на оказание услуг по ОСАГО:

– опыт работы по осуществлению ОСАГО (не более 3 лет);

– соотношение числа заявленных и урегулированных убытков по данному виду страхования за несколько последних отчетных периодов;

– количество отказов в выплате страхового возмещения в общем количестве заявленных убытков;

– судебная практика по выплатам по ОСАГО;

– показатели, характеризующие финансовую устойчивость страховщика и т. д.

– при проведении конкурсов на оказание услуг по ОМС:

– опыт работы по осуществлению ОМС (не более 3 лет);

– оказание бесплатной юридической помощи застрахованным гражданам в судебных разбирательствах;

– организация диспетчерской службы по приему граждан;

– доля удовлетворенных судебных исков по защите прав застрахованных;

– количество проведенных экспертиз в расчете на 1000 застрахованных;

– оперативное проведение экспертизы качества медицинской помощи и т.д.

В настоящее время ФАС РФ готовит проект поправок в антимонопольное законодательство, который предусматривает, в том числе ряд изменений в ст. 18 закона о защите конкуренции. Так, законопроектом предусмотрены для субъектов естественных монополий особенности процедуры проведения торгов, порядка заключения договоров с финансовыми организациями, срока действия договоров с финансовыми организациями, порядка рассмотрения жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Законопроект предусматривает возможность для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, субъектов естественной монополии при проведении открытого конкурса или открытого аукциона устанавливать требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации.

Однако практика проведения антимонопольного контроля показывает, что в целях выбора надежных страховых организаций органы власти и хозяйствующие субъекты практикуют установление к страховщикам дополнительных требований, не отраженных в законодательстве, которые, как правило, носят отсекательный характер. Обоснованием такой практики является стремление органов государственной власти отбирать для участия в государственных проектах надежных финансово устойчивых страховщиков.

Практика деятельности страховщиков показывает, что установленные в соответствии законом о страховом деле требования к финансовой устойчивости страховщиков недостаточны для органов государственной власти, иных органов и организаций при выборе страховщиков для участия в различных проектах.

В целях решения данной проблемы ФАС РФ активно взаимодействует с Минфином, Росстрахнадзором, со страховым сообществом, в том числе с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Результатом такого сотрудничества явились разработанные ВСС предложения по показателям, которые могут использоваться организаторами и заказчиками конкурсов для оценки финансовой устойчивости страховщиков, а также инструкции по их применению. Это такие показатели, как коэффициент убыточности, коэффициент общей ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, отношение капитала к резервам – нетто, доля собственного капитала в валюте баланса, коэффициент покрытия страховых резервов ликвидными активами, оценка маржи платежеспособности.

В настоящее время ГД ФС РФ принят в первом чтении проект поправок в закон о страховании, который предусматривает в целях мониторинга финансового состояния страховщиков применение Росстрахнадзором систематизированного перечня финансовых показателей (коэффициентов), утверждаемого им по согласованию с Минфином России.