В главных ролях: Надо управлять техникой

«АМС»

консалтинговая компания. Владельцы (данные ЕГРЮЛ): генеральный директор – Владислав Загребенко, Вадим Гинзбург (по 47,5%), Александр Ованесов (5%).

Существует убежденность в том, что чем больше мы потратим денег на надежность и безопасность, тем они будут выше и лучше. Но сколько угля ни кидай в топку паровоза, его КПД все равно ниже современных локомотивов. Для превращения паровоза в современный локомотив требуется создание систем управления производственными активами (СУА). И эти системы должны согласованно работать на всех уровнях управления отраслью от правительства до мастера.

Создание системы управления активами в рамках отрасли предполагает следующие шаги. Во-первых, должны быть поставлены цели по надежности. Но не в виде показателей количества отказов, продолжительности восстановления и т.п. – это задача инженеров и проектных институтов, а в виде управленческих целей – соотношения уровней риска, затрат и производительности оборудования. Эта задача Минэнерго и собственников энергетических компаний. Определение целевого соотношения риск-затраты-производительность задаст характеристики отрасли на долгосрочную перспективу: требования к производителям оборудования и проектным организациям, страховым компаниям, ремонтным и подрядным организациям, потребность в инвестициях, динамика тарифов и др. К сожалению, при всем внимании государства к надежности, цели заданы только в одной проекции – затраты (в виде уровня тарифов).

Во-вторых, должны быть разработаны долго- и среднесрочные планы достижения целевых уровней рисков, затрат и производительности. Сегодня технические стратегии (политики) энергетических компаний содержат информацию о планируемых к внедрению технологиях и новых видах оборудования, а нужны стратегии управления производственными активами, отвечающие на вопрос, как будут достигнуты поставленные цели. Это задача топ-менеджеров энергетических компаний. Ведь одну и ту же надежность можно получить различными способами, варьируя уровни резервирования, качества и гарантий выполнения ремонтных работ, технического обслуживания, режимов эксплуатации оборудования и т.д.

В-третьих, необходимо изменить принцип планирования ремонтов и замены оборудования. Сегодня оперативный технический персонал, обладая информацией о реальном техническом состоянии оборудования, формирует планы ремонтов и замен, но не имеет полномочий утверждать эти планы. Высший и средний технический менеджмент имеет полномочия утверждать (как правило, с секвестированием) эти планы, но не владеет объективной информацией как о состоянии оборудования, так и о последствиях его отказа. Для того что бы управлять надежностью, планирование должно быть централизовано и основываться на формализованных методиках оценки технического состояния и рисков отказа оборудования. В решении этой задачи оправдано применение информационных систем EAM и ERP-классов.