Второй раз прошел благотворительный конкурс «Михайловский гран-при»

В Петербурге во второй раз прошел благотворительный «Михайловский Гран-при». Вручили гранты балетным школам, раздали премии многообещающим студентам. Но со следующего года помогать, вероятно, будет некому
Михайловский театр

В день закрытия «Михайловского Гран-при» со сцены зачитали приветствие Владимира Путина. Однако балетная общественность возбужденно обсуждала не его, а нововведения Министерства образования и науки. Вопреки возвышенным и ободряющим словам премьер-министра, оно приняло новые стандарты среднего образования, практически уничтожающие профессиональную подготовку артистов балета в России.

Талант безусловный проявляется и при единственном выходе (это доказала 16-летняя обладательница высшей награды Ксения Жиганшина из Вагановской академии, отличающаяся редким комплексом природных данных, надежной базовой подготовки и ненатужного, подлинного сияния на сцене). В менее очевидных случаях членам жюри (среди них такие профессионалы, как Никита Долгушин, Михаил Мессерер, Сергей Филин) приходилось лишь разводить руками. Когда некоторые лауреаты в гала-концерте сменили вариации, они предъявили все изъяны традиционного отечественного обучения балету: натаскивание на трюки, выбор неподходящего репертуара, владение одними разделами техники и пренебрежение другими, зажатость или чрезмерную мастеровитость.

Студенческий конкурс наглядно продемонстрировал, что современная отечественная методика действительно несовершенна. Да и назвать конкурсом двухдневный студенческий смотр, устраиваемый в Петербурге, можно с трудом. Участвовать в нем приглашены четыре ведущие в России балетные школы. Учеников в этом году прислали три: Академия русского балета имени Вагановой, хореографические колледжи из Перми и Новосибирска, и практически все приехавшие получили награды или поощрения.

Вероятно, «Михайловский Гран-при» задумывался как неофициальные смотрины в труппу этого театра, который столкнулся с очевидным кадровым голодом при постановке таких классических блокбастеров, как «Лебединое озеро» и «Лауренсия». Но, как показал опыт прошлого года, хотя новые имена удалось и открыть, и поддержать, карьеру молодые лауреаты все же традиционно связывают с главными театрами страны, конкурсный успех лишь ободряет их в этом стремлении.

Тем не менее Михайловский от идеи не отказался. Петербургский конкурс по-прежнему прошел на одной из лучших российских сцен, при полном зале зрителей. Сохранилась и его структура, когда основной отбор участников проходит по кассетам. В финале они представляют всего один номер по собственному выбору, и это самая уязвимая особенность «Михайловского Гран-при».

Но Михайловский театр проявляет последовательность в поддержке хореографического образования. «Михайловский Гран-при» уже традиционно совмещает ученический конкурс с выступлениями профессионалов: на этот раз из отечественных знаменитостей в Петербурге танцевали премьеры Большого театра Светлана Лунькина, Иван Васильев и Александр Волчков, труппа Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, которая привезла постановки Иржи Килиана и Начо Дуато, артисты самого Михайловского театра, показавшие «Минорные сонаты». Выступления взрослых не только устанавливают для студентов планку мастерства. Они доказывают, что более универсальной системы профессиональной подготовки танцовщиков не создано нигде в мире, она продолжает ковать кадры экстра-класса.

Но теперь есть угроза и существованию «Михайловского Гран-при», который активно поддерживают спонсоры, и самому балету – «золотому запасу» страны.