Проблема: Нужны инноваторы и условия для их самореализации

Чуть более года назад мне довелось познакомиться с обстоятельным, можно даже сказать, программным докладом одного из уважаемых и маститых ученых, называвшимся примерно так: «Интеллектуальные и природные богатства России – залог ее устойчивого развития в XXI в.».

И Кремниевая долина, и наш проект «Сколково» – это пусть и разновременные, но по целям однотипные проекты создания для этих самых мозгов такой среды обитания, в которой они сумеют реализовать себя максимально полно, максимально эффективно.

Ярким примером этих усилий является разработка и принятие Комиссией по инновационному развитию страны при правительстве РФ 3 августа нынешнего года очень важного документа. Я имею в виду рекомендации по разработке компаниями с государственным участием (в ТЭКе это «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и «Зарубежнефть») концепций программ их инновационного развития (должны быть представлены в Минэкономразвитие до 1 декабря 2010 г.). Отдельный раздел этих программ должен касаться сотрудничества указанных компаний с вузами. Важно то, что настоятельно рекомендуется строить отношения с вузами, исходя не из того, «а что вы можете», а с пониманием, что бизнес несет свою и отнюдь не малую долю ответственности за уровень научно-образовательной деятельности вузов, что высшая школа ведет подготовку молодого поколения специалистов, которые придут в компании и постепенно возьмут бизнес на свои плечи. И в этом смысле выпускники вузов, так или иначе, наследники тех, кто рулит в бизнесе сегодня. И по логике вещей именно эти рулевые в первую очередь должны заботиться о развитии своих наследников.

РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

Базовый ВУЗ нефтегазового комплекса России. В нем работает 327 докторов наук, профессоров, более 600 кандидатов наук и 9 действительных и членов-корреспондентов РАН. На базе вуза действует технопарк (объем выполняемых научно-исследовательских работ составляет около 220 млн руб. в год), 15 научно-исследовательских институто (с общим бюджетом 200 млн руб. в год. В структуре выпуска бакалавры составляют 14%, дипломированные специалисты – 70%, магистры – 16,8%, по данным сайта университета. В 2010 г. присвоен статус НИУ.

Доклад был весьма содержателен, однако меня все же задело, что интеллектуальные и природные богатства были поставлены в один ряд. Я убежден, что так делать не следует. Интеллектуальный потенциал – высшая категория ресурсов страны, не сопоставимая по своей значимости ни с чем. Мы знаем целый ряд стран, обделенных Богом в сравнении с другими странами полезными ископаемыми, источниками энергии. Но это обстоятельство не помешало им развить свою экономику и даже вырваться в мировые лидеры.

А уж если говорить о траектории развития страны в контексте мировой экономики в XXI в., то сегодня становится все более очевидным, что роль локомотива постепенно переходит к индустрии знаний. А в этой индустрии, как ни в какой иной области, конкурентоспособность обеспечивается на 99,99% мозгами.

Обращу в этой связи внимание на принципиально важное высказывание одного из сопредседателей сколковского консультативного совета, Нобелевского лауреата Д. Корнберга относительно огромной роли тех усилий, которые прилагает руководство страны к развитию университетов – кузнице инноваторов.

Студентам и начинающим предпринимателям, интересующимся, на что вузы должны рассчитывать в своих взаимоотношениях с бизнесом, можно, несколько упрощая ситуацию, ответить так: это как у мужа и жены, готовящихся стать родителями. Если, зарабатывая хорошие деньги, не отказывая себе ни в чем, муж не заботится как должно о жене, держит ее на голодном пайке, возлагая заботу о ее материальной обеспеченности и здоровье исключительно на нее саму и государство (полагая, что подоходного налога, который он платит в государственную казну, достаточно), шансов, что она родит ему здорового наследника становится меньше.

Сегодня все соглашаются, что разобщенность интеллектуальных материальных, информационных ресурсов РАН, высшей школы, бизнеса ограничивает возможности вузов страны в подготовке требуемых для модернизации и технологического развития экономики специалистов. Эти три стороны, а не государство – главные участники, главные реализаторы национального проекта под названием «модернизация». И я убежден, что без преодоления их разобщенности никакие государственные субсидии вузам не дадут желаемого результата. А для этого нужны действенные механизмы. Задача должна решаться на институциональном уровне.