Проблема: Развитие должно быть опережающим

«РусГидро»

энергокомпания. Крупнейший акционер – Росимущество (60,38%).Капитализация (LSE) – $13,22 млрд. Финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2010 г.): выручка – 64,72 млрд руб., чистая прибыль – 30,11 млрд руб. Установленная мощность – 25,4 ГВт. Выработка электроэнергии (9 месяцев 2010 г.) – 55,57 млрд кВт/ч.

Сейчас в энергетическом секторе наблюдается системный кадровый кризис. Из общения с коллегами становится понятно: проблема у всех одна и та же, но вот пути ее решения каждый ищет собственные.

В предыдущий период ситуация лишь ухудшалась. За последние два года доля сотрудников «РусГидро» моложе 25 лет снизилась до 4,3% – на 0,8%. Учитывая этот факт и то, что 35,3% сотрудников – старше 45 лет, становится очевидным, что молодые люди действительно не стремятся работать в энергетике. При этом энергокомпании не формулируют заказ учебным заведениям, а те, в свою очередь, не готовят студентов по требуемым специализациям, например менеджеров с компетенциями в области энергомаркетинга, энерготрейдинга, аналитики рынка электроэнергии, АСКУЭ, биллинга, логистики, управления инвестиционными проектами, юридического сопровождения деятельности в электроэнергетике и т.д. Наблюдается тенденция снижения бюджетных мест в вузах и колледжах по энергетическим специальностям.

Перед ОАО «РусГидро» стоят две основные задачи – строительство новых мощностей и, безусловно, надежная безаварийная работа и повышение операционной эффективности. Снижение рисков в значительной степени связано с человеческим фактором и повышением уровня профессиональной подготовки сотрудников. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы поняли, что при сохранении таких тенденций решать задачи компании будет попросту некому. Первого сентября председатель правления «РусГидро» Евгений Дод своим приказом утвердил концепцию опережающего развития кадрового потенциала «От новой школы к рабочему месту». В целях эффективной реализации концепции будет создана и внедрена постоянно действующая система «Корпоративных лифтов», которая позволит обеспечить краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную потребность компании в молодых специалистах, мотивированных на работу в ней и подготовленных с учетом корпоративных требований в соответствии с заказом компании учебным заведениям.

Суть концепции – не поиск перспективных кадров в студенческой среде, о чем сегодня все говорят, а их формирование или, если хотите, корпоративное взращивание со школьной скамьи. Студент – это человек, который, как правило, уже определился со своим будущим, интересами, а школьники же более открыты к восприятию всего нового.

В своей работе «РусГидро» ориентируется прежде всего на детей своих сотрудников. На первой школьной ступени мы концентрируемся на разработке инструментария ранней диагностики и развития инженерных способностей у школьников. Это позволит проводить целенаправленную подготовку детей по основным и дополнительным образовательным программам с погружением в деятельность и специфику компании, ориентировать ребенка на поступление в профильные вузы. Пилотный проект запущен в этом году на базе поселка Черемушки, где расположена Саяно-Шушенская ГЭС. Там есть школа, в которую «РусГидро» вложила достаточно большие деньги, поставив самое современное оборудование. Там есть филиал Сибирского федерального университета, где обучается 500 человек только по гидроэнергетическим специальностям. Здесь же лаборатория и станция, которая осуществляет реконструкцию гидроагрегатов, устанавливает новейшее оборудование.

В Черемушках под одной крышей мы объединили ряд действовавших кружков, создали новые, чтобы дети могли построить своими руками и показать в школе какие-то интересные им вещи, будь то камера Вильсона или Архимедов винт. В части погружения школьников в специфику компании созданы учебно-методические материалы для проведения уроков в школах, проводятся методические семинары для учителей в регионах присутствия компании. Кроме того, мы создали ряд игровых продуктов для младшей школы, с помощью которых, в частности, будут проводиться гидровикторины для школьников. Это позволяет через игру вовлекать младшеклассников в наше пространство, рассказывать о гидроэнергетике, возобновляемых источниках энергии, месте и роли компании в экономике страны. Параллельно разрабатываются технологии по диагностике инженерных способностей.

Следующий этап – вуз, здесь используются более привычные схемы, знакомые и другим. Это целевой набор, участие представителей компании в ученых и учебно-методических советах учебных заведений, в формировании учебных программ и образовательных стандартов в наблюдательных, попечительских советах и других органах управления вузов, в государственных экзаменационных, аттестационных комиссиях и анализе качества подготовки специалистов, выплата стипендий, а также организация практик и стажировок на объектах. Отличительной особоенностью сотрудничества с вузами станет использование самых последних виртуальных технологий подготовки будущих энергетиков. Мы готовы поддерживать и сами учебные заведения, и конкретных преподавателей. Последним компания точно будет доплачивать за то, чтобы они не жалели студентов, не ставили «тройки», а открывали нам правду о тех, «кто не тянет». Неуспевающих лучше отсеять в вузе, нежели в отрасль придут неграмотные специалисты.

Адаптация и развитие молодых специалистов, принятых в «РусГидро», организация системы наставничества и передачи знаний – третий этап корпоративной стратегии. Сформирован перспективный кадровый резерв из молодых работников до 30 лет. На базе СШГЭС мы планируем создание учебного тренажерного центра, внедрение программ с использованием дистанционного обучения. Возможность профессионального и карьерного роста и создание комфортных условий жизни на рабочем месте и за его пределами – единственно возможный путь привлечения и сохранения кадрового потенциала для любой компании.

В 2011–2012 гг. планируется тиражирование проекта в другие регионы присутствия «РусГидро».