Проблема: Третий лишний?

По моим наблюдениям, во взаимодействии работодателей и вузов топливно-энергетического комплекса за последние пять лет произошел значительный прогресс. С одной стороны, компании всерьез начали заниматься разработкой профессиональных стандартов и вкладываться в профессиональную подготовку и переподготовку как потенциальных, так и текущих ИТР. С другой стороны, вузы разворачиваются к работодателям лицом и начинают смотреть на компании как на заказчиков подготовленных кадров. Сегодня вузы лучше учитывают в своих программах требования, основанные на реальной потребности отраслеобразующих компаний. Еще несколько лет назад такие тенденции казались невероятными и во взаимодействии вузов и бизнеса преобладали нотки взаимного недовольства. Безусловно, проблемы есть. Например, острейшая проблема подготовки преподавателей. По-прежнему далеко не все образовательные программы соответствуют требованиям времени. И вместе с тем прогресс во взаимодействии вузов и бизнеса заметен.

«ЭКОПСИ Консалтинг»

консалтинговая компания. Партнеры: Марк Розин, Павел Безручко, Григорий Финкельштейн. Финансовые показатели (2009 г.): выручка – 193,7 млн руб., чистая прибыль – 2,87 млн руб.

А вот прогресс во взаимодействии вузов и бизнеса с государством не столь очевиден. Показательной в этом смысле был форум «ТЭК России: курс на безопасность?». На нем отсутствовали чиновники от образования. Прежняя роль государства как основного заказчика на подготовку кадров изменяется и становится в основном законодательной. Механизмы формирования бюджетов меняются. Растет доля целевого финансирования от работодателей. Вопрос в том, к чему приведет это перераспределение ролей.

Мой прогноз – количество вузов будет постепенно сокращаться, лучшие будут поглощать худших или выдавливать их. Работодатели будут объединяться для формирования профессиональных, а затем и образовательных стандартов, механизмов независимой (от вузов) оценки знаний выпускников.

Гораздо сложнее обстоит дело с подготовкой рабочих специальностей и в целом с системой среднего образования. Ситуация усложняется тремя негативными тенденциями: ухудшающейся демографией, падением престижа рабочих профессий и одновременным усложнением их деятельности. К тому же рабочие специальности нужны прежде всего в регионах.

На мой взгляд, государству стоило бы перенести упор (и финансирование) с вузов на систему подготовки рабочих кадров. Как альтернатива, компании, объединившись, могли бы наладить собственную систему обучения рабочим специальностям: создать совместные учебные центры, разработать программы прикладного обучения, проводить практические занятия на реальных производствах. На выходе работодатель получал бы специалиста, соответствующего его требованиям к квалификации. Такому специалисту можно было бы платить больше, чем выпускнику обычного государственного техникума, которого еще нужно долго доучивать и адаптировать. Подобный подход потребует серьезных инвестиций. Но он может быть реализован значительно быстрее, чем давно назревшие реформы системы государственного среднего образования.