В главных ролях: Угрозы энергетической безопасности

Московский Энергетический Институт (технический университет).

Образован в 1930 г. В настоящее время обучает студентов и аспирантов из 68 стран мира. Всего в нем обучается около 30 000 студентов.

Энергетическая безопасность остается одной из основных проблем. Однако, если для всего мира это во основном снижение зависимости от внешних поставок топлива, то для нас угрозу энергетической безопасности представляют внутренние проблемы.

Электроэнергетика для российских условий является основой обеспечения жизнедеятельности всех секторов экономики. При авариях в энергосистемах, ведущих к отключению электроэнергии, полностью останавливаются все ТЭЦ и котельные, работающие на любом виде топлива, прекращается циркуляция в тепломагистралях. Аварии в энергосистемах неизбежно распространяются на другие инфраструктуры и секторы экономики из-за остановки электрофицированного транспорта, насосов на трубопроводном транспорте. Устранение аварий серьезно затрудняется из-за отказов в работе систем вызова специальных служб, привлекаемых к устранению аварий (ГО и ЧС, скорая медицинская помощь, милиция). Мировой опыт показывает, что аварии в системах электроснабжения по ущербу могут превосходить крупнейшие природные катастрофы.

Общая информация о имеющихся рисках в электроэнергетике, безусловно, имеет конкретные болевые точки.

1. Предстоящий зимний максимум нагрузки будет чрезвычайно напряженным для европейской части страны – экстремально засушливое лето привело к снижению запасов гидроресурсов в Волжско-Камском каскаде и потере маневренной мощности. Баланс производства и потребления энергии рассчитан на максимальную загрузку тепловых электростанций всех объединенных энергосистем, что будет сложной задачей.

2. Основным риском для надежного энергоснабжения остается старение основных фондов. За последние 15 лет при росте потребления 2% ежегодное обновление генерирующих мощностей осуществлялось на уровне 1% в год от максимума нагрузки.

Совершенно необязательно, что причиной очередной возможной аварии будет высокотемпературное оборудование ТЭС как наиболее слабое место.

Московская и Саяно-Шушенская катастрофы показали возможность первопричины аварии в электрических сетях и гидроэнергетике.

3. Только мерами интенсивного развития отрасли данную проблему решить быстро невозможно. При самых оптимистических прогнозах (ввод 10 ГВт в год) в зиму 2020–2021 гг. в балансе будет 120 ГВт старых энергомощностей с двукратным расчетным периодом эксплуатации. Обеспечить их безопасную работу может только диагностика и полноценный ремонт, но здесь провалы общеизвестны. Техническое обслуживание должно быть основным направлением обеспечения надежности оборудования до 2020 г.

4. Опасность износа оборудования усугубляется следующими факторами:

Увеличивается маневренность оборудования и количество пусков. Уже появляются электростанции (Сахалинская ГРЭС и Якутская ГРЭС), где количество пусков агрегатов за жизненный цикл достигает 3000–4000 шт. По данным фирм-изготовителей, один пуск равноценен 25 ч стабильной работы. Три-четыре тысячи пусков увеличивают срок службы на 100 000 ч, что выводит такие агрегаты в предаварийное непредсказуемое состояние.

Аварии с разрушением энергоагрегатов, как правило, распространяются на соседние агрегаты и электростанцию в целом. Остановка мощных электростанций, где установлено восемь и более агрегатов, не компенсируется имеющимися резервными мощностями, что создает риск системной аварии. В Якутии это уже было в 2002 г.

Представляется целесообразным выполнение специальных проектов по разделению крупных электростанций на две части за счет дополнительной огнестойкой перегородки в котлотурбинных цехах и секционирования технологических связей. Это минимизирует риск распространения аварий одного энергоблока на весь энергообъект.

5. Реальной угрозой для обновления и развития энергетики является принятая модель рынка электроэнергии. Формула «равновесной цены», которая ориентируется на наиболее затратную электростанцию, работает в интересах продавца, обременяя покупателя – российскую экономику – незаработанной сверхприбылью. При этом сама электроэнергетика, ограничивая развитие нового рынка и снижая покупательную способность существующих потребителей создает условия для собственной стагнации.

6. Функционирование централизованного теплоснабжения на любом виде топлива возможно только при стабильном электроснабжении. Зависимость электрической мощности ТЭЦ в отопительный сезон (равна суммарной генерации ГЭС и АЭС) полностью определяется режимом теплоснабжения. Общеизвестно, прямое влияние аварий в системах теплоснабжения на перегрузку электрических сетей из-за массового включения гражданами электрообогрева. Все это предопределяет необходимость единой системы диспетчерского управления электро- и теплоснабжением на региональном уровне. Произошедшее отделение управления теплоснабжением от целевых задач региональных структур системного оператора, кратно увеличивает риск системных аварий.

7. Значительным риском для надежности энергоснабжения в ближайшие годы является массовое применение зарубежного оборудования при строительстве новых энергообъектов без создания на территории России производств по изготовлению дорогостоящих узлов и запасных частей.

Пример решения аналогичных проблем показывает Китай, где организуют объединенные конкурсы на строительство нескольких электростанций (например, Каскадов ГЭС) с обязательством инофирм строить в КНР заводы энергетического оборудования. Сегодня их около 20.

8. Изготовительный и сервисный бизнес могут развиваться, быть конкурентным на внутреннем и внешнем рынке лишь при получении оптового многолетнего заказа (от трех и более лет). Обслуживающим бизнесам в электроэнергетике (наука, изготовление, проектирование, строительство, сервис) сегодня нужна ясность в перспективной загрузке имеющихся производственных мощностей отечественных заводов.

Выводы

Наличие такого количества значимых рисков свидетельствует, что российская электроэнергетика как классическая большая управляемая система с взаимосвязанными быстро протекающими процессами находится в кризисе. Это свидетельствует о недостаточности государственного влияния.

Но другого не могло быть. При реформировании дезинтегрирована не только производственная часть отрасли, но и ее штаб. Численность сотрудников стратегического ведомства – Минэнерго РФ сокращена в 10 (!) раз при общем росте чиновников в стране. Но в электроэнергетике нельзя переложить общеотраслевые функции на отдельные энергокомпании. Это в других отраслях ТЭКа есть от одной до 5 крупнейших компаний с полным циклом производства. В электроэнергетике десятки средних и сотни мелких компаний с кардинально отличающимся бизнесом.

Меры устранения рисков энергобезопасности:

– создание в отрасли дееспособных центров технического обслуживания, технической политики, оптовых закупок оборудования (аналоги Главэнергоремонта, Главного технического управления, Главэнергокомплекта, Минэнерго СССР);

– переход на модель рынка – «единственный покупатель»;

– создание на договорной основе вертикально-интегрированных компаний европейского уровня в зоне объединенных энергосистем.