В целом: Важно улучшить инфраструктуру отрасли
С конца 2009 г. вопросам обеспечения промышленной безопасности предприятий ТЭК России уделяется повышенное внимание. Причина, безусловно, трагические события августа 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская» в мае 2010 г. Очевидно, что эти аварии потребовали от государства, руководителей и работников предприятий ТЭКа осознания случившегося, проведения всестороннего анализа и выработки безотлагательных решений по предотвращению подобных аварий в будущем. Главным вопросом стало повышение безопасности и надежности эксплуатации предприятий ТЭКа и необходимость усиления контроля и надзора за их работой государства. Хотел бы отметить, что законодатели оперативно рассмотрели вопросы обеспечения безопасности работы предприятий ТЭКа.
По инициативе депутатов Госдумы была создана Комиссия по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. К работе комиссии были привлечены эксперты-аналитики, не работающие в системе государственной власти, известные своими трудами и профессиональным опытом в научном, экспертном и отраслевом сообществе. Это позволило снизить возможности субъективного восприятия и оценки членами парламентской комиссии произошедших событий и провести системный анализ состояния законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам технологической и промышленной безопасности, осуществления контрольно-надзорной деятельности.
В выводах комиссии отмечалась, в частности, необходимость разработки и рассмотрения Госдумой необходимых регламентов, обеспечивающих техническую и технологическую безопасность работы предприятий ТЭКа. Ответственным за подготовку регламентов является Комитет ГД по энергетике и в настоящее время:
– принят технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования»;
– подготовлены ко второму чтению и направлены в правительство технический регламент «О безопасности станций и сетей» и технический регламент «О безопасности высоковольтного оборудования»;
– внесен и подготовлен к рассмотрению в первом чтении проект технического регламента «О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций».
Дальнейшие рассмотрения указанных регламентов будут приниматься с учетом Соглашения России, Белоруссии и Казахстана о переходе на единую систему технического регулирования в рамках Таможенного союза.
События на Баксанской ГЭС в июле этого года выявили, что необходимо законодательно закрепить мер безопасности работы предприятий ТЭКа, в том числе и административно-режимного характера, связанных с противодействием терроризму. В настоящее время пакет законопроектов по обеспечению мер безопасности функционирования объектов жизнеобеспечения, затрагивающий вопросы противодействия возможным террористическим актам на предприятиях ТЭКа, подготовлен Минэнергетики и находится на рассмотрении в правительстве и совете безопасности. Принятие этого пакета также важно для обеспечения безопасности работы.
В период весенней сессии Госдумы 2010 г. Был принят федеральный закон «О внесении изменений в ст. 1 и 14 закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и отдельные законодательные акты РФ».
Законом регулируются отношения, касающиеся безопасности ведения работ по добыче угля и горючих сланцев, и предусмотрено повышение ответственности руководства угольных организаций за невыполнение требований по проведению дегазации при добыче угля подземным способом.
На весенней сессии был принят целый ряд законопроектов, подготовленных к рассмотрению комитетом Госдумы по энергетике совместно с Минэнерго, в их числе:
– «О теплоснабжении» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие закона «О теплоснабжении».
Благодаря этому закону создается отрасль теплоснабжения. В законе четко прописаны отношения теплоснабжающих и теплосетевых организаций с потребителями тепловой энергии, порядок распределения тепловых нагрузок и организации управления в системах теплоснабжения. Законом предусматривается, что развитие систем теплоснабжения муниципалитетов и распределение тепловой нагрузки потребителей осуществляется только на основе и в соответствии со схемой теплоснабжения.
– «О внесении изменений в закон «Об электроэнергетике» и закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием закона «Об электроэнергетике».
Принятие данного закона было вызвано необходимостью сохранить важнейшие принципы ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепить полномочия правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов в связи с прекращением с 1 января 2011 г. действия 41-ФЗ о государственном регулировании тарифов. Законопроект сохраняет госрегулирования цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей после 1 января 2011 г.
– «О внесении изменений в закон «Об электроэнергетике» и Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией ее потребителей».
Законом предусматривается, что правительство или уполномоченный орган по установлению порядка создает и использует нормативы запасов топлива (в том числе в отопительный сезон) на тепловых станциях и устанавливается административная ответственность за нарушение нормативов запасов топлива и правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики.
– «О внесении изменений в ст. 8 и 21 закона «Об электроэнергетике».
Учитывая многочисленные обращения субъектов РФ, законом продлен срок действия права организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью передавать в аренду объекты электросетевого хозяйства территориальным сетевым организациям до 1 января 2014 г.
Принятые законы направлены на совершенствование работы отраслевой инфраструктуры, так как именно от согласованных действий системообразующих организаций зависит надежность и безопасность работы всего отраслевого механизма. Но мы далеки от мысли, что в законодательном плане сделано все необходимое, и нужно использовать сегодня возможности форума для обмена мнениями по этому важному вопросу.