Соскучились по шопингу

Розничная торговля постепенно возвращается к докризисному уровню. За три квартала оборот вырос на 6% к тому же периоду прошлого года до 504,9 млрд руб.
М. Стулов

Население тратит смелее – предприятия перестали сокращать сотрудников, восстановился объем зарплат, объясняет управляющий филиалом банка «Петрокоммерц» Павел Лавров. В среднем по рынку ставки по целевым займам начинаются от 15%, по экспресс-кредитам – от 40%, рассказывает директор по розничному бизнесу петербургского филиала Альфа-банка Ольга Гончарова. По данным Петростата, денежные доходы петербуржцев в сентябре выросли по сравнению с прошлым годом на 24,2%, а по итогам девяти месяцев – на 17,5%. Горожане тратят 69,8% доходов на товары и услуги.

Продажи продовольствия выросли на 5,6%, а непродовольственных товаров – на 3,7%, подсчитал Петростат. Оборот розницы растет с апреля. В октябре он на 10,5% превысил уровень прошлого года. В 2009 г. он в основном сокращался, самое глубокое падение – на 13,2% – Петростат зафиксировал в сентябре, а по итогам года розница потеряла 5,4%.

Объемы продаж догнали докризисный уровень к августу, результат сохранится до конца года, уверен гендиректор «Метрики» (товары для дома и ремонта) Алексей Иовлев. По ожиданиям этого года продажи не просто вернутся на докризисный уровень, но и превысят его, уверен Илья Штром, гендиректор сети супермаркетов «Лэнд».

Продажи недорогой одежды восстановились уже летом, а с осени покупатель начал возвращаться и в средний сегмент, общий рост по сравнению с 2008 г. – 10%, говорит представитель сети одежды масс-маркет. Говорить о росте продаж в сегменте люкс пока рано, но ожидания от предновогодних продаж оптимистические – люди соскучились по шопингу, радуется он.

Продажи бытовой техники докризисного уровня не достигли, слишком жесткая конкуренция, но по результатам октября выросли на 30%, говорит региональный директор по Северо-Западу «М.видео» Андрей Солоненко. Возможностью покупать в кредит, по его словам, воспользовались 30% покупателей.

Доля пищевых продуктов в структуре оборота сократилась на 2% до 44%. Восстановление идет за счет одежды, бытовой химии и отчасти книг – недорогие сегменты восстанавливаются быстрее, чем авто и крупная бытовая техника, отмечает Денис Котов, гендиректор «Буквоеда». Темпы роста сопоставимых продаж «Буквоеда» – 2%, до кризиса было 15–20%.

Серьезное оживление продаж автомобилей, связанное с программой утилизации и отложенным спросом, произошло весной, говорит директор по продажам «Аларм-моторс» (дилер Ford) Михаил Шевельков. Он ожидает, что по итогам года количество проданных автомобилей в его компании увеличится на 1–2%.

Индекс потребительских цен в октябре – 100,8%, инфляция с начала года – 5,1%.