Деньги из-под земли

Вслед за операторами мобильной связи проекты оплаты проезда в метро разрабатывают банки

Большинство банков с энтузиазмом отнеслись к новой программе. Летом они представили специалистам комитета по транспорту и метрополитена свои проекты по выпуску карт, совмещенных с транспортным приложением метро, рассказывает Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада, которая участвовала в организации встреч. По его словам, приглашения были направлены практически всем работающим в городе банкам, откликнулись около 10. Во встречах участвовали Сбербанк, Росбанк, Альфа-банк, СИАБ, Газпромбанк, банк «Русский стандарт» и банк «Открытие», рассказали «Ведомостям» их представители.

По данным сайта петербургского метрополитена, ежедневно метро перевозит 2,3 млн пассажиров. Проекты оплаты проезда в метрополитене с помощью мобильного телефона по технологии NFC разработали также «Мегафон», МТС и американская Ambiq. С 1 января 2011 г. метрополитен запускает «Электронный кошелек» – бесконтактную карту, которой можно будет оплатить проезд. В отличие от действующих карт на нее будут зачисляться деньги, а не поездки, говорит представитель комитета по транспорту. До апреля оплатить ими можно будет разовые поездки по действующим тарифам, с апреля начнет действовать система скидок, уточнил он.

Администрация Петербурга готовит программу оплаты поездок в метро с помощью банковских карт с чипом. Внедрение новой технологии начнется в следующем году, рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы комитета по транспорту. К началу 2011 г. комитет подготовит единые условия участия банков в проекте, добавляет он.

Метрополитен предложил банкам платить ему комиссию в размере до 1% от списываемой со счета суммы, рассказали четыре банкира, участвовавшие в переговорах. Предлагались разные варианты сотрудничества, комиссию предполагалось взимать в случае, если банк будет списывать деньги один раз в месяц, а не в тот же день, объясняет представитель метро. Кроме того, рассматривается возможность передать все безналичные расчеты одному банку-эквайеру, добавляет он. Выпуск карты с транспортным приложением – не дороже 100 руб., комиссия покрывает эти расходы, зато появляется беспроцентный вклад, говорит один из банкиров.

Банк «Открытие» готов выпускать транспортные карты хоть сейчас, уверяет заместитель начальника департамента розничных технологий Андрей Фролов. СИАБ уже протестировал и согласовал с метрополитеном технологию для выпуска таких карт, схему расчетов, а также подготовил договор о сотрудничестве, передал через представителя заместитель председателя правления СИАБ Борис Воронко. Альфа-банк выпускает карту для оплаты проезда в московском метрополитене, технологически банк может реализовать такую возможность в любом российском городе, передала через пресс-службу директор по розничному бизнесу филиала Ольга Гончарова. По словам Владимира Онуфриева, начальника отдела банковских карт петербургского филиала Газпромбанка, планировалось, что метрополитен выберет партнеров среди банков еще осенью.

В московском метрополитене оплатить проезд с помощью банковской карты можно с 2006 г. Карты с транспортным приложением выпускают 12 банков. Благодаря этой системе время, затрачиваемое на приобретение билета в метро, сократилось приблизительно на 12%, в день услугой пользуются порядка 100 000 человек, говорил «РИА Новости» в мае прошлого года начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев.

Для банка карта с транспортным приложением – дополнительный козырь в борьбе за клиента, говорит Валерий Торхов, зампред правления банка «Авангард». Его банк с начала 2009 г. выпускает карты, которыми можно оплатить проезд в столичном метро, их количество превысило 10 000 (примерно 5% от находящихся в обращении в Москве карт «Авангарда»). Банки могли бы помочь разгрузить очереди в петербургские кассы и взять на себя финансовые операции, говорит Торхов.

Метрополитен хочет зарабатывать так же, как банки, считает один из банкиров. «Билет фактически заменит беспроцентный вклад, и у метро появится внушительный объем свободных средств», – рассуждает он.