Для себя: Границам вопреки

Эксперты советуют взвесить все за и против, перед тем как заниматься получением вида на жительство.
Reuters

Все чаще россияне смотрят на Запад. И жилье там дешевле, и климат мягче, и социальная поддержка есть, и инфраструктура развита. Сплошь комфорт и удовольствие. Однако многие не торопятся отказываться от российского гражданства. Поэтому, решив обзавестись жильем в другой стране, хочется выжать из него максимум и получить вид на жительство (ВНЖ), с которым можно будет без препятствий путешествовать по миру.

Где нам рады

Россияне могут претендовать на получение во всех странах Шенгенской зоны длительной визы (до одного года) с возможностью проживания до 180 дней. Для этого надо будет предоставить справку о доходах, подтверждающую финансовые возможности, из расчета 50 евро в день. Наличие жилья служит дополнительным основанием для получения такой визы. Инвесторы, вложившие средства в квартиры или дома в Европе, чаще всего получают к ним доступ беспрепятственно на полгода.

Но есть страны, в которых нашим согражданам вообще ничего не нужно доказывать и подтверждать. Первый в этом списке – «берег турецкий». Турция идеально подходит для тех, кто не готов тратить на недвижимость существенные суммы (средняя стоимость 1 кв. м – $2386, по данным Global Property Guide) и не хочет переезжать за рубеж надолго.

Ценовая планка для покупателей недвижимости, рассчитывающих получить ВНЖ, не установлена, как в некоторых странах ЕС, поэтому, даже заплатив за небольшую квартирку на побережье 60 000 евро, новоиспеченный собственник и ближайшие члены его семьи автоматом получат ВНЖ сроком от полугода до пяти лет. После можно подавать на продление ВНЖ, а через пять лет и вовсе рассчитывать на гражданство. Закон разрешает проживать на территории страны при желании все 365 дней в году или не появляться там вообще, на статусе резидента ни то ни другое не отразится, говорит Юлия Титова, гендиректор агентства недвижимости Rentsale.

Чуть более дорогой, но столь же беспроблемный вариант получения постоянного ВНЖ предоставляет Кипр. Правда, гостеприимство страны распространяется только на тех, кто вложит в бизнес или недвижимость минимум 300 000 евро. Отношение к россиянам там весьма приветливое, сказывается наличие большой русской диаспоры. Инвестиции со стороны России в кипрскую экономику только за последние полгода составили примерно 18 млрд евро – как в бизнес-проекты, так и в недвижимость. Цены на жилье на Кипре, хоть не являются рекордно низкими для Европы, все же несравнимы с московскими: в среднем 3570 евро за 1 кв. м для «обычных» апартаментов и вилл и от 7000 евро за 1 кв. м в элитных объектах, по данным Cybarco.

Став собственником, там также не надо ни подтверждать свой дальнейший доход, ни проживать на территории страны. ВНЖ дает право на работу по контракту, ведение собственного бизнеса или частное предпринимательство. По словам Петра Горшкова, руководителя отдела по работе с клиентами Cybarco, такая легкость объясняется тем, что на Кипре нет пособий по безработице, бесплатного медицинского обслуживания (за исключением ряда случаев), образования и прочих соцуслуг. Поэтому нахлебниками на шее у налогоплательщиков, получающими дотации и льготы, новые резиденты не станут.

Но Кипр, хоть и входит в ЕС, в Шенгенскую зону пока не вступил, поэтому свободный въезд для обладателей кипрского ВНЖ будет возможен лишь в безвизовые страны, предупреждает гендиректор «Миэль-DPM» Наталья Завалишина.

Экономические аутсайдеры

Ни Турция, ни Кипр не дают возможности безвизового доступа во все уголки Европы, а ведь именно это зачастую является основной целью получения ВНЖ для многих россиян. Для этого больше подойдут страны – участницы ЕС, которые в силу сложного экономического положения готовы пойти на уступки взамен на инвестиции.

Лидерство по заманчивости предложения уже пару лет принадлежит Латвии. Для того чтобы получить ВНЖ сроком на пять лет, достаточно вложить в покупку жилья или земельного участка от 143 000 евро в Риге, Юрмале или на других курортах и около 72 000 евро в провинции, говорит Руслан Стецюк, первый вице-президент компании Rietumu. Радуют и расценки на недвижимость: жилье в качественном доме в центре Риги стоит 1000–2000 евро за 1 кв. м, в Юрмале – 1000–2300 евро. Альтернативный вариант – вложить в латвийский банк субординированный депозит на сумму от 300 000 евро, получать небольшой доход и пользоваться всеми прелестями ВНЖ в Евросоюзе.

Рассчитывать на рост стоимости жилья тут не приходится. По оценке компании Knight Frank, в период до 2013 г. цены на недвижимость в Прибалтийском регионе, потерявшие в кризис 60%, вряд ли восстановятся. Скорее вероятны незначительное падение или глубокая стагнация рынка.

Не менее пессимистичные прогнозы специалисты Knight Frank делают и в отношении другого новичка в составе ЕС – Болгарии. Во время кризиса недвижимость здесь потеряла 40–50% цены. Но поскольку в 2011 г. Болгария грозится наконец влиться в Шенгенскую зону, требования к покупателям жилья, претендующим на статус резидента, возросли. Если раньше для ВНЖ было достаточно самого факта покупки квартиры или дома, то теперь придется проинвестировать от 512 000 евро в акции местной компании, торгующейся на болгарской бирже, рассказал директор департамента инвестиций в зарубежную недвижимость IntermarkSavills Игорь Индриксонс. В дальнейшем эти ценные бумаги можно обменять на объекты недвижимости. Но компания-девелопер должна быть также представлена на бирже. Впрочем, эта инвестиция даст возможность получить сразу и гражданство страны, если оно понадобится.

Статус в обмен на инвестиции

Чаще обеспеченные россияне предпочитают покупать жилье и получать ВНЖ в более экономически развитых уголках ЕС. Для этого придется потрудиться: собрать уйму справок, доказать свою платежеспособность и проводить на территории страны минимум шесть месяцев в году.

В Черногории и Чехии надо зарегистрировать фирму. Потратиться придется только на оформление уставных документов, различные сборы и юридическое сопровождение (всего около 2000 евро). Помимо этого, в Чехии придется еще предоставить минимум по 5000 евро на банковском счете на каждого из членов семьи. Наличие жилья на территории страны – также одно из обязательных условий. В Чехии до рынка жилья и ипотечных кредитов допускается именно владелец фирмы или доли в местной компании.

Но крупного уставного капитала, увеличения капитализации и бурного развития фирмы местные власти как Чехии, так и Черногории требовать не станут. По отзывам экспертов, наши сограждане в Чехии, например, годами могут не иметь существенных сумм на балансе своего юрлица.

Для Черногории подобный способ получения статуса резидента – нововведение, появившееся лишь в конце 2009 г., поэтому процедура еще не обкатана. Подобная лояльность местных властей к начинающим бизнесменам объясняется относительно низким объемом иностранных инвестиций в экономики этих стран.

Страны – члены ЕС, экономический статус которых чуть покрепче, рассчитывают на более существенные финансовые вливания в обмен на статус резидента. Так, для Испании, Греции и Италии минимальная планка инвестиций помимо покупки жилья – от 60 000–100 000 евро. Их можно направить на приобретение местной компании или доли в готовом бизнесе (это могут быть гостиница, кафетерий или магазин). Для Португалии этот показатель чуть выше – 100 000–500 000 евро. Но цифры примерны, поскольку местным законом не установлена минимальная фиксированная сумма, которую нужно вложить в бизнес-проект, уточнил Александр Гладкевич, директор представительства Status Home в России.

Самые приемлемые условия для тех, кто не располагает существенными финансами, предоставляют Германия и Франция. В обеих странах минимальная планка инвестиций для получения ВНЖ – около 250 000 евро плюс создание пяти рабочих мест. В Германии есть и способ подешевле: можно учредить акционерное общество (GmbH) с уставным капиталом от 25 000 евро. Но в отличие от Чехии и Черногории здесь надо будет доказывать состоятельность предприятия и демонстрировать рост прибылей и оборотов в течение двух лет, предупреждают эксперты компании Germinvest.

Германия пользуется популярностью у тех россиян, которые готовы потратить на покупку жилья от 85 000 до 250 000 евро, добавляет Наталья Завалишина. Они помимо прочего могут претендовать на неплохой арендный доход – на уровне 5–6% в год. Во Франции расценки на квартиры и дома несколько выше, чем в Германии.

Свободным $350 000 можно найти применение на территории двух островков в Карибском бассейне – Сент-Китс и Невис. Вложив их в недвижимость, собственник может претендовать на постоянный ВНЖ с правом безвизового въезда минимум в 85 стран мира. По сути, у них что-то вроде СНГ с Англией, объясняет Игорь Индриксонс, поэтому там можно пользоваться прелестями британской судебной системы и получить доступ к английскому образованию.

Но не все страны столь щедры и доброжелательны к иностранцам. По словам Индриксонса, на первый взгляд выгодные предложения о получении ВНЖ взамен на инвестиции на деле могут оказаться «разводкой». Например, в начале года американские власти заявили о том, что каждый, кто вложит $500 000 в жилую или коммерческую недвижимость США, взамен получит green card (американский аналог ВНЖ). Звучит заманчиво. Но польза от такой сделки весьма призрачная, сетует Индриксонс, поскольку выставленные на продажу по этой программе объекты недвижимости расположены в строго определенных зонах, самых экономически неблагополучных.

Богатые бродяги

Ничто не откроет окно в Европу (и не только) эффективнее, чем 1 млн евро на счете. А если есть 2–2,5 млн евро, любая точка на глобусе может стать домом.

Например, можно поселиться на длительный срок в Англии, да еще и отбить потраченные деньги с выгодой для инвестора.

Например, 1 млн фунтов стерлингов (примерно $1,59 млн) местные власти предлагают разделить на несколько частей, из них 700 000 фунтов вложить в государственные бонды, под которые можно взять ипотечный кредит в банке, а на оставшиеся 250 000 либо купить недвижимость, либо внести их в качестве первоначального взноса по ипотеке. Прибыль по ценным бумагам, пускай и незначительная, будет поступать на счет клиента, а через четыре года у него появится возможность продать их, направив, например, на оплату ипотеки, добавляет Екатерина Тейн, партнер компании Chesterton. «Это выгоднее, чем вкладывать сопоставимые суммы в покупку элитного жилья в Москве, оно так быстро не окупится», – уточняет эксперт. Правда, для того чтобы данное предприятие принесло инвестору еще и ВНЖ в Великобритании, ему придется практически безвылазно провести там не менее двух лет, замечает Игорь Индриксонс.

Австрийский ВНЖ требует инвестиций в экономику страны от 2 млн евро, а за 10 млн евро можно «купить» сразу и паспорт. Австралия приютит бизнесменов, согласных принести местному бизнесу около 2,5 млн австралийских долларов ($2,444 млн).

Небольшой, но многообещающий Сингапур приглашает к себе инвесторов с минимальным размером чека от $1 млн. Претендентам на ВНЖ придется еще и попотеть, чтобы добиться желаемого. Например, провести презентацию собственного бизнес-плана перед местными властями. Неудивительно, ведь Сингапур при населении в 5 млн человек может похвастаться наличием 500 представительств международных корпораций, ростом ВВП на уровне 13–15% в год при инфляции 1,8% в год. Цены на недвижимость тут даже в кризисные годы прибавляли ежегодно по 10–12%. Однако местные власти жестко регулируют эти показатели, чтобы не допустить появления пузыря и, как следствие, обвала рынка. За I квартал 2010 г. средняя стоимость жилья составила $1682 за 1 кв. м, по данным Savills Singapore.

Все вышеописанные способы получения ВНЖ интересны лишь тем, кто готов начинать с нуля свой бизнес в другой стране. Но среди покупателей зарубежной недвижимости есть и те, кто успешно зарабатывает в России, а заграница им нужна главным образом, чтобы деньги тратить. Согласно отчету Henley & Partners, международной компании, занимающейся иммиграцией богатых людей, обеспеченные инвесторы с доходом на родине предпочитают жить в Канаде, Швейцарии, Андорре, Мальте и еще в ряде стран, получая особый ВНЖ – без права на работу.

Андорра дает подобное разрешение на постоянное проживание, достаточно иметь 30 000 евро на счете и подтверждать свою платежеспособность каждый год. Именно поэтому ее часто выбирают, чтобы потом посещать свою «дачу» во Франции, Италии или Монако, объясняет Екатерина Тейн. Дело в том, что в Монако, Австрии или Франции те, кто готов жить без права на работу, должны показать на счете, открытом в местном банке, более внушительные суммы (от 1 млн евро). Однако и тут есть лазейка. Если у клиента с этим банком сложились длительные и успешные отношения, то сумма, требуемая для покрытия расходов на проживание, может сократиться значительно. Ведь большинству стран все равно, как долго проживает на ее территории гражданин, который лишь платит налоги, вкладывается в недвижимость и приносит прочие доходы местной казне, не отнимая рабочие места у коренных жителей.

За и против

Продав одну квартиру в Москве средней стоимостью 9 млн руб. (225 000 евро), можно купить за 100 000 евро апартаменты в ЕС (уже с отделкой, ванной и встроенной кухней) и открыть собственное дело с уставным капиталом в те же самые 100 000 евро. Казалось бы, выгода очевидна.

Но у медали есть и обратная сторона. По словам Екатерины Тейн, любой, кто становится резидентом другой страны, будет вынужден и налоги платить там же. Хотя между Россией и большинством стран существует договор о двойном налогообложении, каждый, кто платит налог на территории РФ в размере 13%, по приезде обратно в свой новый дом должен будет доплатить разницу между налоговой ставкой РФ и ставкой этой страны. Во Франции, например, подоходный налог составляет 30%, и это не предел.