Зарисовки из жизни Химок

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов показали в галерее «Триумф» новую серию своих больших картин «На районе – 2». Живописная песня о прекрасных Химках очень ждет успеха

Друзья-соратники Виноградов и Дубосарский – избалованные любовью публики и московского арт-сообщества, одни из самых замеченных иностранными музеями и галереями наших художников – пару лет как-то ничем ни себя, ни нас не радовали. Так что посмотреть, что же они наконец предъявили миру, всегда готовому к позитиву и посмеяться, на вернисаж в «Триумф-Метрополь» съехалась вся арт-Москва.

Интерес к новому проекту вечно успешных был подготовлен два месяца назад, когда в Paperworks Gallery показали графическую часть проекта «На районе» – «Химки Life». Но одно дело беспомощные акварели, переписанные с фотографий, которые наснимали художники в городе, где работают, другое – большие идиотически лучезарные картины. Их Дубосарский с Виноградовым писать виртуозы. Ими они и прославились.

На выставке висит девять таких картин, в каталоге к ней их значительно больше, и серию можно множить до окончания спроса, каким бы большим он ни был (фотографий химкинской лафы – тысячи). А «На районе» остро заточен на успех, он ведь о простой жизни и хороших людях, поэтому и должен быть с радостью узнавания принят теми, кто на полотнах изображен: девушками, пацанами, ментами, ветеранами, соседками, студентками, собаками.

Всегда работающие с заемными образами и узнаваемыми эстетическими канонами Дубосарский и Виноградов обратились на этот раз к стилю, а точнее, к мироощущению шестидесятых – времени личных радостей и частностей, любви и нежности, внимания к тонкостям людского общения. В «На районе» есть на это прямые ссылки.

Несколько полотен с переходящими улицу по «зебре» пешеходами называются «Я видел «Битлз» и композиционно повторяют обложку Abbey Road – последнего альбома «Жуков», которые и есть главный символ приватных шестидесятых.

Другой намек – одна из лучших картин выставки, «Солнечный зайчик»: портрет офисной блондинки в интерьере под фотографией нашего президента. Точно так же, согласно сложившемуся стереотипу, в комнате у физиков-лириков полвека назад иконой сияло фото Хемингуэя.

Конечно, искренность героев шестидесятых была бесхитростна, а Дубосарский с Виноградовым радуются химкинской жизни не без глумления: девчонки у них агрессивно лыбятся брекетами, мент идиотичен, уличные собаки озлобленны, у ветеранов понурые спины. Хотя, конечно, не в каждой работе ирония, есть и эротика.

Шестидесятые давно и настойчиво перепеваются нынешней официальной масскультурой – в телеисполнении старых песен и программе Парфенова, в фильмах про я шагаю по Питеру, теряю мобилу и нахожу любовь. Поэтому серия «На районе», написанная в фирменной манере дуэта, в отличие от их ранней плоской и позитивной живописи кажется если не конъюнктурной, то вторичной, уже обли-занным леденцом.