Последний ресурс: Власть должна быть зависимой


Процесс перехода к рынку в начале 90-х начался в ситуации, когда практически ни у одного жителя страны не было опыта в этой сфере. Люди решились играть новые роли (президент компании, менеджер, продавец) так, как они их понимали, а точнее, как им диктовала культура. Опираясь на российскую традицию, они построили феодальные бизнес-организации – с вертикалями власти, тотальным контролем, полностью зависимым персоналом и другими особенностями «бизнеса по-русски».

До сих пор этот способ управления вполне адекватен российским реалиям, хотя, очевидно, не конкурентоспособен на мировом рынке. Феодальный способ ведения хозяйства не предусматривает ни повышения производительности труда, ни модернизации. Феодалу не нужны управленческие компетенции, ему они просто мешают, вполне достаточно власти. Может быть, поэтому практически никто не знает базовых определений: что такое «управление», что такое «организация».

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Подчеркиваю, что главным признаком организации является наличие общих целей у сотрудников организации. В феодальных организациях цели персонала полностью игнорируются (ну какие цели могут быть у «офисного планктона»?). Совпадение целей собственников и сотрудников возможно только в условиях совместного выживания, если этот этап пройден, совместных целей просто не существует.

Управление – процесс планирования, организации мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Организация – не субъект, а объект, следовательно, у нее не может быть целей, а вот у «группы людей» они есть всегда. Первый этап подготовки к процессу планирования – это формулирование общих целей группы. Полное игнорирование этого этапа в российских бизнес-организациях приводит к тому, что абсолютное большинство сотрудников оказываются незаинтересованными в реализации навязанных планов, а придуманные системы мотивации не работают.

Положение можно было бы исправить, усилив роль профсоюзов. Но характер российских феодальных организаций, включая государство, не допускает возникновения независимых оппонентов.

В каком-то смысле мы попадаем в заколдованный круг. Российская культура, сформированная на основе не права, а силы, не управления, а власти, из века в век задает отставание страны. Чтобы преодолеть это отставание – либо решениями верховной власти, либо революцией, – делается попытка реформировать страну. Каждая такая попытка сопровождается возникновением хаоса. Хаос – обязательный этап, дающий шанс для возникновения другой культуры, но в России этот шанс не реализуется. После не слишком длинного этапа реформ или контрреформ все возвращается к тому или иному варианту монархии, и все равно, называется ли она «строительством коммунизма» или «суверенной демократией», это всегда практически неограниченная власть одного или нескольких человек. Российские бизнес-организации – заложники архаичных, традиционных форм управления. Только когда государство или организации начинают испытывать экономические трудности, население или сотрудники принимаются беспокоиться по поводу личных перспектив. На что власть тут же демонстрирует готовность к очередному этапу «модернизации страны», не пытаясь решать главную проблему – ограничение своих полномочий на всех уровнях управления. Только ограниченная, зависимая власть будет вынуждена заниматься не только своими интересами, но и интересами граждан на уровне страны или сотрудников на уровне организаций. Тогда станет возможно реальное управление.