Вектор


Не только ставки

Впервые с 2008 г. средневзвешенная ставка по выдаваемым ипотечным кредитам опустилась ниже 13% годовых – до 12,7%, свидетельствует статистика Центробанка. Речь идет о рублевых кредитах. Валютная ипотека выдается в среднем под 11,1% годовых. При этом в 2008 г. валютные кредиты были дешевле – их стоимость опускалась до 10,8%. И многие заемщики убедились, что за счет скачков курса долговая нагрузка может серьезно вырастать. А последующий перевод валютного долга в рублевый лишь увеличил их долговое бремя. Впрочем, самые низкие ставки по рублевой ипотеке также были в 2008 г. – они достигали в среднем 12,4%. И если сейчас стоимость таких кредитов почти достигла докризисной, то объем их выдачи пока почти вдвое скромнее. И причина не только в возможностях банков и их клиентов. Они вместе, наученные горьким опытом, стали аккуратнее относиться к рискам, не зацикливаясь лишь на стоимости ресурсов.

Комплектующие барахлят

«GM-АвтоВАЗ» вчера объявил второй в своей почти 10-летней истории отзыв автомобилей. Удивительно то, что первый был объявлен лишь в октябре этого года, причиной были неполадки в тормозной системе, которую поставляла российская компания (одновременно об отзыве по той же причине объявил и «АвтоВАЗ»). Сейчас «GM-АвтоВАЗ» отзывает 1720 Chevrolet Niva, где могут быть установлены дефектные шланги переднего тормоза. Российские производители автокомпонентов выпускают много брака, но в последнее время ситуация начала меняться: за год доля брака у поставщиков «АвтоВАЗа» сократилась вчетверо, рассказывал недавно вице-президент автозавода Дамир Кашапов. Уже в 2012 г. этот показатель должен снизиться до европейских норм – не более 20 бракованных деталей на миллион. Правда, еще полгода назад, когда начали резко расти объемы сборки на российских автозаводах, производители автокомпонентов жаловались, что их линии, работающие по 30–40 лет, могут не выдержать роста объемов – и качество их продукции снизится. Судя по истории с Chevrolet Niva, который собирается в основном из российских комплектующих, это уже происходит. Но пока пугаться нечего, уверяет «АвтоВАЗ»: завод свои машины отзывать не собирается.

Выгодная помощь

В понедельник вечером проданы последние акции Citigroup, принадлежавшие правительству США. В итоге на спасении только Citi, который к началу кризиса был крупнейшим банком мира, американское государство заработало $12 млрд. Вливания в капитал российских банков в ходе кризиса пока не принесли государству прибыли – «Глобэкс» и Связь-банк остаются под контролем ВЭБа, не распродает банки и антикризисный спасатель – Агентство по страхованию вкладов. Прибыль получил только российский ЦБ от краткосрочных кредитов. По крайней мере, об этом заявляли его представители после того, как один из таких кредитов не вернул обанкротившийся Межпромбанк. Государство же в лице ВЭБа заработало только на спекуляциях с акциями Сбербанка и ВТБ, но эти инвестиции трактовались как поддержка фондового рынка, банки не получали этих денег. А вот «кризисная» допэмиссия ВТБ до сих пор не продана – эта сделка отложена на следующий год. И она покажет, насколько прибыльной может быть господдержка банков в кризис.