Премию Кандинского получила «Дорога» Александра Бродского

Лучшим проектом года жюри премии Кандинского назвало «Дорогу» Александра Бродского – инсталляцию о внешнем свете и внутренней тревоге. Никто и не ждал другого решения – первенство Бродского очевидно

В короткой речи почетный «вручант» премии Кандинского – директор Фонда Соломона Гуггенхайма Ричард Армстронг сказал, что какие-то художники не получили награды потому, что им не хватило таланта. Давно не слышно было такой банальности: от премий вечно ждут скандала – правда, когда дожидаются, противно становится (вспомним позапрошлого «Кандинского» и нынешнего «Букера»).

Наградить самую талантливую работу – предсказуемое, «скучное» решение, поэтому редкое. Может быть, «Дорога» – имитация старого вагона с полками-нарами, мелкой дрожью бьющегося в подстаканнике стакана и неземным светом за окнами – и не самое совершенное сочинение Александра Бродского. Слишком заезженная метафора – дороги как жизненного пути с известным пунктом назначения и надеждой, что до него еще ехать и ехать. Слишком похожа внешней аскезой и иррациональной тревожностью на первые кадры «Сталкера» Тарковского или на минималистскую сценографию лучших спектаклей Боба Уилсона, мастера нереального света. Но среди соседей по шорт-листу «Дороге» нет равных.

Хотя Наталья Турнова как раз показала самые зрелые свои вещи под названием «Диагноз» – огромные грубые портреты некрасивых людей, какими мы все, как она считает, и являемся. А «Зикр» Аладдина Гарунова – о исламской молитвенной практике – сделан хотя и на важную тему, но стандартно: обувь на коврике, видео с суфием, бешено вращающимся в религиозном экстазе, много, как говорится, было видено таких видео. Возможно, с «Дорогой» интересно было бы поставить рядом холодное маньеристское, но умное и сильное видео «Пир Трималхиона» группы АЕС. Но его не включили в шорт-лист.

Итак, Бродский получил главный приз и 40 000 евро. Приз лучшему молодому художнику и 7000 евро впервые разделили на две части и отдали троим: давно и серьезно заявившим о себе Андрею Блохину и Георгию Кузнецову, составляющим группу Recycle, и новичку Таисии Коротковой, написавшей очень большую картину «Воспроизводство» с изображением гипотетической фабрики по рождению младенцев. Андрей Блажнов получил за снятую на мобильник бедную и печальную «Стоимость» приз по разделу медиаарта и 10 000 евро.

Церемония награждения в этом году прошла быстро, без нарочитого размаха и светских причуд – в Центральном доме художника. Приглашенные арт-звезды сцену не осеняли, на ней гордо читал свои серьезные стихи Лев Рубинштейн, поддержанный чистой музыкальной энергией ансамбля «4’33» и азартом Алексея Айги. Это было хорошо и уместно: началась церемония с арт-хроники уходящего года, где главными событиями были суды и акции-провокации, утвердившие в широких общественных массах уверенность, что современное искусство – дело сомнительное и нечистоплотное.

Премия Кандинского – 2010 утверждала противоположное: искусство, как и всегда, – это талант, ум, мастерство, нежность и печаль, волшебные образы, рожденные преображением обыденности. И кажется, что сегодня это самое необходимое, следовательно, и актуальное утверждение.