Советы консультанта: Сектор упущенных возможностей


О каком секторе идет речь? Об информационных технологиях. Несмотря на глубокое проникновение ИТ в бизнес-процессы отдельных отраслей экономики, российские компании и общество в целом не используют ИТ как инструмент достижения конкурентных преимуществ, как средство пресловутой модернизации, культурной трансформации, если хотите. Вот несколько простых фактов.

К примеру, даже в Европе уровень CIO в организации существенно ниже, чем в США, т. е. гораздо меньшее число ИТ-руководителей находятся в прямом подчинении генерального директора. В России ситуация еще острее. У нас ресурсная, промышленная экономика, экономика традиционно понимаемых материальных активов – заводов, пароходов... На вершине корпоративной пирамиды зачастую просто нет людей, хорошо понимающих и активно использующих ИТ именно для бизнеса – для повышения качества принимаемых решений, а не только для, например, коммуникации этих же решений средствами электронной почты или мобильной связи.

Не так давно на встрече с первым вице-президентом крупнейшей российской ресурсной компании довелось услышать, как он, надеюсь с некоторым кокетством, говорил, что, мол, он производственник и даже персональным компьютером-то по большому счету пользоваться не умеет.

В то же время, если послушать высшее руководство, например, компании Shell, звучат рассуждения совершенно иного рода: как всякий следующий доллар, вложенный в ИТ, усиливает позиции моей компании по отношению к конкурентам; не трачу ли я больше в угоду моде, или, наоборот, недостаточно инвестирую – как вообще ИТ-проекты смотрятся на фоне всего моего плана технологических инвестиций?

Или еще пример – из недавнего интервью генерального директора Credit Suisse: обсуждая стратегию банка, ориентированную на работу с состоятельными индивидуальными вкладчиками, а не на более доходные, но и более рискованные операции на финансовых рынках и коммерческое кредитование, он – первое лицо компании – совершенно естественно переходит к дискуссии о том, какими информационными технологиями и с какими ожидаемыми результатами эта стратегия будет поддерживаться.

К сожалению, сейчас не так много высших руководителей российских компаний готовы рассуждать в подобном ключе. Часто это связано с тем, что ИТ-подразделениям в их компаниях не удается аргументированно продвинуть в первую очередь экономический эффект от проектов ИТ. Основных причин здесь, по нашему опыту, три:

– отсутствие активной позиции: восприятие себя как сугубо вспомогательной, технической функции и, как следствие, невозможность равноправного диалога с руководством;

– оборотная сторона первой проблемы: руководство бизнес-направлений может слишком негативно, скептически или попросту безразлично относиться к ИТ, видеть в них не помощника и союзника, а посягательство на устоявшиеся способы ведения дел, как вмешательство в их зону ответственности;

– недостаточное понимание собственно методологии оценки экономического эффекта от проектов в области ИТ либо отсутствие специалистов для проведения такой оценки; неготовность смириться с определенной погрешностью такой оценки – эффект здесь бывает многофакторный, и нет идеальной модели, позволяющей точно спрогнозировать выгоду.

Что же в результате? На фоне разговоров о необходимости модернизации экономики, повышении производительности труда, конкурентоспособности конкретных компаний и страны в целом в реальности – на микроуровне – большинство предприятий не используют не только всех возможностей, предоставляемых современными ИТ-системами, а даже и некоторых, очевидных. И в основном не потому, что не могут их себе позволить, а потому, что пока не осознали их потенциал.