На «Винзаводе» – выставка пластилиновых чудовищ

В центре новой серии выставок на «Винзаводе» – пластилиновая инсталляция Ирины Кориной «Показательный процесс» в галерее XL

Фактуры и формы коринских инсталляций обычно происходят из дикой стихии строительных рынков. Демократичный ассортимент – ламинат, шифер, клеенка – залог правдивости ее формотворчества. Ее объекты хоть и не рассказывают историй, зато кровным образом, на уровне прикосновения к поверхности, связаны со здешней действительностью. Жизнь ее инсталляций сравнима с жизнью незаконно установленной частной палатки и втихую подсунутой под окна соседа ракушки, первоформ анархического народного строительства.

В новой работе и вид, и смысл определяются неожиданной для Кориной субстанцией. Обычно Корина строит, а не лепит, теперь же на смену неловким и угловатым стройматериалам пришел пластилин – вещество, специфически предназначенное для творчества, привет из каменоломен детсадовской Каррары. Его гигантский ком в полтора человеческих роста состоит из слипшихся в одно цветных кусочков и втиснут в сетчатую клетку. В соответствии с заглавием Корина показывает процессуальность этого материала, который сам будто бы определяет собственные изменения. Он, как кажется, оседает под своей тяжестью, распирая стенки клетки, проникая через проволочные ячейки, впечатывающиеся в его мягкое тело, и, в конечном итоге, выдавливаясь наружу цветной колбасой через прямоугольное отверстие в нижней части клетки, которое окончательно формует слипшиеся кусочки в однородный брикет.

На самом деле этот процесс сымитирован художником – пластилин не деформируется под своей тяжестью. Имитация нужна, чтобы заставить материал говорить. Правда, теперь, когда форма взята не из жизни, а является скульптурным обобщением, смысл работы тоже вдруг начинает казаться слишком общим, даже назидательным.

Масса пластилина, смешиваясь, лезет через дырку, а с ней навязчиво просятся наружу и какие-то выводы. Но решать окончательно, что же за социальная метафора тут кроется – утопия равенства (все кусочки пластилина равны и станут в итоге неделимым целым) или, скажем, критика мультикультурализма (все кусочки пластилина разные, но из них все равно получится один цветной кирпич), очень не хочется, чтобы не разрушать тайну пластилинового чудища. Как ни странно, отойдя от принципа уникальной единичности ларька ради обобщающих возможностей пластилина, Корина сделала, быть может, самую дидактичную из своих работ.