Корпоративные финансы: Банки и бизнес

Промстрой груп

строительно-монтажный холдинг. Крупнейшие владельцы (доли не раскрываются) – председатель совета директоров Джон Фитцгиббонс и члены совета директоров Михаил Полонский, Феликс Любашевский, Семен Кукес. Финансовые показатели (2009 г., МСФО): выручка – $368 млн, EBITDA – $22,6 млн.

Говоря о перспективах взаимоотношений реального сектора и банков, многие подразумевают, что кризис уже позади. Мне кажется это поверхностный и недальновидный взгляд на сложившуюся ситуацию. Прежде чем размышлять о будущем, надо вспомнить историю развития отношений в последнее время.

Не секрет, что кризис сыграл значительную роль во взаимоотношениях реального сектора и банков. Многие банки – в моем понимании – поступили не по-партнерски: закрыли лимиты или произвели все необходимые действия для ограничения операций, потребовали еще больших обеспечительных мер, повысили процентные ставки.

С моей точки зрения, отсутствие партнерских отношений, чувства ответственности между банками и бизнесом – ключевая проблема во взаимоотношениях и перспективах их развития, и она напрямую влияет на конкурентоспособность нашей экономики.

Кроме того, есть и другие системные факторы, требующие улучшения. К ним я отношу такие простые вещи, как:

1. Незнание специфики клиентов. Если говорить серьезно, то многие банковские специалисты, с которыми приходится сталкиваться в повседневной работе, прежде чем выйти на кредитный комитет, слабо понимают специфику нашей отрасли. Это выражается в непонимании присущей клиенту сезонности, обычаев делового оборота в части контрактации, маржинальности бизнеса. Конечно, это взаимообразный процесс понимания, но он занимает непростительно длительное время.

2. Унификация процедур. Сегодня, чтобы пройти известную во всем цивилизованном мире процедуру Know your client (KYC), предприятия собирают значительное количество документов, делают специальные расшифровки. Формат этих документов, расшифровок, требований по заверению различный во многих банках. В итоге мы либо вынуждены держать дополнительных специалистов, либо теряем время на перевод из формата в формат.

3. Избыточность требований по обеспечению. «Застрахуй себя, застрахуй заказчика, застрахуй того парня». Выглядит это примерно так. Страхование, залог, поручительство, ковенанты. И это не говоря о том, что все риски давно заложены в более высокую ставку, нежели та, которую банки реально могли бы предложить своим клиентам.

4. Персонификация отношений. На мой взгляд, это самый острый вопрос. К сожалению, мы строим отношения не с банком, а с конкретным персонажем, который, собственно говоря, готов нивелировать факторы, указанные в предыдущих пунктах, и строить партнерские отношения с клиентом.

Резюмируя, банкам нужно упрощать и унифицировать процедуры, становиться ближе к клиенту, стараться понять его бизнес, стать партнерами, а не соревноваться в гонке по снижению ставок. Считаю, что решение этих вопросов и есть перспективы развития взаимоотношения реального сектора и банков.