Последний ресурс: Дело спасения утопающих


Организационная культура – как воздушная среда обитания любой организации. Она проецируется на все сферы деятельности компании: маркетинговую, технологическую, управленческую. По моему мнению, все видимые управленческие проблемы организации в абсолютном большинстве порождаются организационной культурой. Кроме того, оргкультура задает отношение к людям, к окружающему миру, способы и приоритеты решения типовых проблем и многое другое.

Подготовленному специалисту, внешнему по отношению к анализируемой организации, несложно с помощью индикаторов описать оргкультуру. Некоторые индикаторы, такие как язык организации и распределение времени, могут быть проанализированы и сотрудниками организации.

Хуже обстоит дело с изменениями организационной культуры. Менеджеры внутри предприятия не могут ее изменить. Человек не может быть нейтрален по отношению к самому себе и той системе, внутри которой он находится, необходим внешний управляющий этим процессом. Если организация – акционерное общество с советом независимых директоров, то «комитет по изменению оргкультуры» может непосредственно формироваться при нем и управлять процессом изменений. Важно только, чтобы ни один элемент исполнительной структуры управления, включая гендиректора, не оказался исключен из процесса.

Еще одним условием таких изменений является длительный срок процесса. Он не может быть меньше 3–5 лет, а может быть и больше в зависимости от масштаба организации.

В организациях, где собственники и менеджеры – одни и те же люди, изменения оргкультуры могут произойти только при наличии внешних специалистов, которым на время должна быть передана власть, что по крайней мере в нашей стране просто нереально. На Западе такая форма консультирования, как временная передача в траст для проведения изменений, существует.

Базовой частью любой организационной культуры является национальная культура. Очевидно, что изменение национальной культуры выходит за рамки возможностей любой организации.

Сегодня ситуация в стране напоминает трагифарс. Построив традиционную для России вертикаль власти, даже сами строители сознают, что система эта неработоспособна. Выступления и президента, и премьер-министра часто напоминают речи оппозиционеров. Правда, они оппонируют сами себе. Однако самое ужасное, что их поддерживает более двух третей населения. Это означает, что большинство граждан страны воспринимают ситуацию «добрый царь – злой чиновник» как норму и вовсе не нуждаются ни в свободной прессе, ни в демократических выборах всех ветвей власти.

Это означает, что отставание нашей страны продолжится, потому что и конкурентный рынок, и модернизация невозможны при тотальном контроле государства. Нельзя заставить чиновника «думать о людях», если он от них не зависит, а зависит от вышестоящего начальника, а тот – от своего и так до вершины пирамиды.

Как и все национальные культуры, российская пронизана противоречиями: огромная потребность в творчестве и нелюбовь к любой рутинной работе, обостренное чувство справедливости и игнорирование любых законов и т. д. и т. п.

Сегодня, пожалуй, самое главное – принять, что проблемы нашей страны коренятся в нашей личной культуре. Это мы боимся ответственности, принимаем средневековые порядки за привычные «русские традиции», уверены, что главное – «духовность», а независимость и самоуважение можно променять на «стабильность и порядок». Пока абсолютное большинство граждан России не озаботятся собственными целями и ценностями и не приложат усилий, чтобы пересмотреть свои представления о мире, нормах и правилах, ничего не изменится.