Двери закрываются

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко понизил тарифы для частных пассажирских перевозчиков в Новосибирске. Те собираются отказаться от некоторых маршрутов и вернуть машины, взятые в лизинг

Частников больше. 257

миллионов пассажиров перевезено в Новосибирской области в январе – сентябре 2010 г., что на 2,6% меньше аналогичного периода прошлого года (данные Новосибирскстата)

2578

транспортных средств обслуживают пассажиров в Новосибирске (здесь и далее – согласно областной программе развития конкуренции на 2010–2012 гг.)

68%

транспортных средств, занятых в пассажирских перевозках в Новосибирске, принадлежит частным перевозчикам

С 1 января 2011 г. проезд в новосибирском метро будет стоить 15 руб. (сейчас – 14 руб.), на городском электротранспорте – 13 руб., на остальном наземном транспорте – 14 руб. (за исключением дальних внутригородских маршрутов), говорится в приказе департамента по тарифам Новосибирской области, опубликованном в субботу в газете «Советская Сибирь».

Приказ почти уравнял стоимость проезда для частных и муниципальных перевозчиков. Сейчас муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи берут с пассажиров 11 руб., а частные перевозчики – по 16 руб. Юрченко заявил, что такая мера «назрела давно», цитирует его пресс-служба.

Тех, кто нарушит приказ, департамент обещает наказывать по ч. 1 ст. 14.6. КоАП РФ (завышение регулируемых государством тарифов на товары либо услуги) – дисквалификация и штраф до 50 000 руб. для должностных лиц или штраф в размере двукратной выручки у перевозчиков, говорится в письме руководителя областного департамента по тарифам Натальи Жудиковой (текст есть у «Ведомостей»).

Постановление правительства РФ № 239 от 7 марта 1995 г. позволяет областным властям регулировать тарифы на городские пассажирские перевозки, но до сих пор областные чиновники отдавали их на откуп коллегам из новосибирской мэрии.

По данным Новосибирскстата, в январе – сентябре на частные компании и ИП в Новосибирской области приходилось 82% перевозок (см. врез). С новыми тарифами частники «загнутся без вариантов», не сомневается ИП Олег Калашников (владеет 20 автобусами на одном маршруте). «Перевозчиков ждет катастрофа», – согласна Ирина Прибыткова, директор ООО «Транскор» (22 пассажирские «Газели» на четырех маршрутах).

Снижение тарифов приведет к убыткам в 1 руб. с каждого пассажира, подсчитал Николай Самойлов, директор ООО «Группа компаний ПАТП» (38 автобусов на двух маршрутах). Он решил отказаться от одного из маршрутов и вернуть 18 взятых в лизинг автобусов. «Новосибирскпрофстрой – ПАТП-1» (99 автобусов) может отказаться от трех из шести маршрутов, сказала директор компании Надежда Портнягина.

Городские маршруты в Новосибирске обслуживает около 500 лизинговых машин, оценивает Портнягина. Каждая обошлась перевозчикам в 3–4 млн руб., до вчерашнего дня перевозчики могли рассчитывать окупить затраты примерно за пять лет, говорят Портнягина и ИП Вячеслав Кобенко (16 автобусов на пяти маршрутах). Теперь машины не окупятся вовсе, считает Портнягина. К тому же, отмечает она, за последний месяц дизельное топливо в Новосибирске подорожало с 19 до 24 руб. за 1 л. Автобусы начнут сходить с линий уже в феврале – марте 2011 г., когда будут исчерпаны резервы, солидарны опрошенные «Ведомостями» частные перевозчики.

Частники «не смогли доказать обоснованность» нынешнего тарифа в 16 руб., заявил на брифинге мэр Новосибирска Владимир Городецкий.

В выигрыше будут муниципальные перевозчики. Начальник Новосибирского метрополитена Владимир Кошкин сообщил, что метро получило от областного правительства именно тот тариф, на который рассчитывало, и теперь собирается купить новый состав за 90 млн руб. Начальник «Горэлектротранспорта» (управляет городскими троллейбусами и трамваями) Александр Штумпф сказал, что новые тарифы для наземного транспорта выше себестоимости поездки на 1,8 руб., а доходы пойдут на капитальный ремонт техники и повышение зарплат.

Частники не откажутся от маршрутов, уверен член комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству новосибирского горсовета Александр Люлько. Он предполагает: окупить издержки помогут, например, пенсионеры, которые превысят квоту из 30 поездок в месяц. Сейчас перевозчики получают областную субсидию – 8 руб. за каждую поездку пенсионера, а количество поездок не лимитировано. С нового года пенсионерам ограничили количество поездок: об этой инициативе областного минтранса сообщила пресс-служба областной администрации. В сообщении, впрочем, говорится, что из бюджета будут компенсировать полную стоимость проезда «в рамках квот». При этом, по сведениям Самойлова, в целом бюджет областных компенсаций за льготников в 2011 г. не изменится (в этом году – 385 млн руб., по данным областного правительства).

Использовав лимит, «пенсионеры просто не сядут в автобус», уверен Кобенко. Пенсионеры обеспечивают частникам четверть пассажиропотока, по оценке Портнягиной, муниципальному транспорту – до половины, по оценке Штумпфа.