Страховой рынок: Модернизация контроля

Число страховых компаний на российском рынке планомерно уменьшается в последние годы. На 1 октября 2010 г. в реестре значилось 640 компаний, на 24 ноября, дату проведения II Финансового форума России, уже 624. Этот процесс имеет объективные причины, одна из которых – недостаточный уровень собственного капитала.

На 1 октября 2010 г. совокупный уставный капитал всех российских страховых компаний составил 152,5 млрд руб. и почти достиг уровня 9 месяцев 2008 г. Так что потенциал у рынка есть, просто не все его используют. С 2012 г. вступят в действие новые требования к минимальному размеру уставного капитала, и, если бы они работали уже сейчас, им бы не соответствовало 468 страховых компаний, т.е. 70% от всех страховщиков.

Объем собираемых страховых премий вместе с ОМС за 2010 г. вырос на 6,9%. Но привлекает внимание другая тенденция: лидером по темпам прироста стало страхование жизни – рост сборов 34%. Эта цифра вызывает очень много вопросов, и пока у нас складывается мнение, что она вызвана трансформацией договоров страхования жизни. Непрозрачны причины роста сборов по страхованию предпринимательских и финансовых рисков (рост 18%), личному страхованию (17,8%). Отдельные страховщики вообще показывают рост собранных премий более чем на 1000%. Вряд ли в кризис эти виды могут пользоваться высоким спросом, если только они не используются в разнообразных схемах оптимизации налогообложения.

В целом в 2010 г. рост сборов премий зафиксировали 56% компаний, тогда как в 2009 г. таких было 38%. Таким образом, получается, что два последних года 44% страховщика, или 280 компаний, работают в условиях падений сбора премий. Эта тенденция не может не вызывать озабоченности.

Несмотря на это, предварительные итоги 2010 г. и рост почти в 7% дают основание полагать, что страховой рынок с относительно небольшими потерями и, безусловно, с большим опытом выходит на траекторию роста.

Условия для роста

Рост и развитие страхового рынка страховой надзор и компании понимают по-разному. Для страховщиков это увеличение сбора премий и получение прибыли. Федеральная служба под развитием рынка понимает повышение качества услуг и надежность страховщиков, т.е. платежеспособности и финансовой устойчивости. Эти цели находятся в одной системе координат, правда, не сегодняшней, но будущей.

Государство начало активно стимулировать спрос на услугу страхования со стороны компаний и населения. В ближайшее время будут введены новые виды обязательного страхования: с 2012 г. начнет действовать федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», принят в первом чтении закон «Об обязательном страховании ответственности перевозчика». Государство не первый год поддерживает сельхозстрахование. После летних пожаров президент поручил разработать документы по введению обязательного страхования жилья от огня и других чрезвычайных ситуаций. Все эти инициативы создают новые возможности по развитию, но воспользоваться ими сложно, если не повысить доверие населения к страхованию.

Поэтому в надзорной деятельности государство также планирует быть более активным. Деятельность федеральной службы должна стать эффективнее и сосредоточиться на предупреждении связанных с платежеспособностью проблем страховых организаций. Развитие страхового законодательства будет направлено на повышение ответственности страховых организаций в части соблюдения законодательства. Изменения в закон «Об организации страхового дела в РФ», которые готовятся ко второму чтению в Госдуме, помогут нам модернизировать контроль в надзорной деятельности и сделать акцент на раннем выявлении и предупреждении нарушений. Как это будет выглядеть после принятия законопроекта?

1. Произойдет усиление контроля входа на рынок страхования. В прошлом году на рынке появилось три новых страховщика, в этом году еще три, и в дальнейшем получить лицензию будет все сложнее. Федеральная служба уже сейчас во время выдачи лицензии смотрит на то, как будут защищены права страхователей компании. Готовящиеся поправки законодательно закрепят требования к компаниям выработать бизнес-план и исполнять его. Логика здесь такая: если новый страховщик не выстроил бизнес-стратегию на 3–5 лет или не выполнил ее, значит, он что-то недодумал и есть основания применить к нему меры надзорного воздействия.

2. Следующее – повышение требований к качеству активов и их структуре. Новые требования закреплены в приказах № 100 и № 149, которые, вероятно, вступят в силу с 1 июля 2011 г.

3. Еще одно направление нашей деятельности – совершенствование программного обеспечения контроля отчетности. Со следующего года планируется принимать отчетность в электронном виде. Как следствие – будет сокращено на треть количество выездных проверок.

Но главная проблема с отчетностью – ее достоверность, поэтому в законе будут предусмотрены санкции за предоставление ложной отчетности. Ошибки, опечатки, технические оплошности не будут считаться недостоверной информацией. А вот векселя любого банка из первой десятки из-под ксерокса, как те, которые мы в прошлом году обнаружили на сумму 9 млрд руб., будут считаться фиктивными, каковыми они и являются.

4. Следующее нововведение – внедрение рискоориентированного подхода. С целью ранней диагностики и выявления проблем разработаны соответствующие программы. Запущена пока только одна – по риску банкротства, поправки в соответствующий закон вступили в силу 27 июля 2010 г. Даже с учетом проблемы достоверности предоставляемой отчетности более 130 страховых компаний оказались в зоне высокой вероятности банкротства. Как только будут готовы нормативные документы, регулирующие процедуры банкротства, в эти компании будут направлены запросы и предложение о предоставлении плана финансового оздоровления.

5. Финансовый мониторинг платежеспособности. Законопроект предусматривает использование финансовых показателей для мониторинга платежеспособности компаний. Мониторинг означает постоянный процесс, поэтому периодичность предоставления информации будет чаще, чем раз в квартал, как сейчас.

6. Раскрытие информации о деятельности субъектов страхового дела. По законодательству компании будут обязаны раскрывать определенную информацию о своей деятельности страхователям, которым, безусловно, будет очень интересно сравнить данные, например, содержащиеся на официальном сайте страховщика и в правилах, прилагаемых к договору страхования.

7. Следующее направление – организация внутреннего контроля и внутреннего аудита.

По сути, речь идет о внедрении стандартов корпоративного управления. С нашей точки зрения, если страховщик следует правилам и нормам корпоративного управления, то и акционеры, и потребители, и страховой надзор будут чувствовать себя спокойнее. Поэтому изменения в закон предполагают организацию внутреннего контроля, внутреннего аудита в каждой страховой компании.

Все эти меры позволят в 2012 г. обеспечить присутствие на национальном страховом рынке финансово устойчивых и платежеспособных страховых организаций, причем платежеспособных на любой момент. Другим компаниям совет: взвесьте свои силы, возможности, желания и уже тогда примите решение.