Корпоративные финансы: Новые возможности проектного финансирования

КЭС-Холдинг

энергетический холдинг. Основной бенефициар – Виктор Вексельберг (около 90%). Основные активы: 46,1% ТГК-5, 38,4% ТГК-6, около 46% ТГК-7 и 71,9% ТГК-9. Финансовые результаты не раскрывает.

В 2010 г. в механизмах работы российской электроэнергетики произошли изменения, которые могут оказать существенное влияние на развитие отечественного финансового рынка. После продолжительных обсуждений правительство РФ приняло правила долгосрочного рынка мощности, который позволит окупать вложения в строительство новых энергетических блоков. Осенью был окончательно согласован и утвержден список обязательных инвестиционных проектов для генерирующих компаний, которые включены в так называемые договоры о предоставлении мощности (ДПМ), гарантирующие нормативную доходность по завершении строительства энергетического объекта.

Эти механизмы открывают для электроэнергетических компаний и финансовых организаций России новые возможности, позволяя работать на принципах проектного финансирования. Ключевая особенность такого финансирования состоит в том, что минимизация кредитных рисков и обслуживание долга обеспечиваются в первую очередь денежным потоком от самого проекта после его запуска.

Когда мы стали изучать этот вопрос, выяснилось, что в мире существует достаточно богатая традиция проектного финансирования в энергетике. Только в 2009 г. энергетические проекты получили почти $58 млрд, причем многие из них осуществляются в развивающихся странах.

Особенность российской электроэнергетики сейчас состоит в том, что инвестиционные программы большинства генерирующих компаний основаны именно на ДПМ, которые, по сути дела, хеджируют коммерческие риски и делают проекты гораздо более привлекательными для проектного финансирования, нежели проекты, не связанные с ДПМ. Такое хеджирование возможно благодаря ряду факторов.

Выручка и прибыль электроэнергетических компаний во многом определяются результатами их работы на энергетическом рынке, где торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – это особый товар, покупка которого предоставляет участнику рынка право требовать от продавца поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в необходимом объеме.

ДПМ, по сути, представляют собой форвардные контракты на мощность, которые содержат как обязательства, так и гарантии. С одной стороны, генерирующая компания должна в определенный момент построить станцию с установленными техническими параметрами и может подвергнуться существенному штрафу за нарушение этих условий. С другой стороны, закрепленные в договоре доходы от продажи мощности, фактически покрывают основную часть капитальных расходов, скорректированных на инфляцию, и закрывают все расходы, связанные с подключением к инфраструктуре. Проект, реализованный в срок и с адекватным уровнем CAPEX, не может быть не доходным.

Новые энергоблоки и станции, включенные в ДПМ, имеют конкурентное преимущество и с точки зрения продажи электроэнергии. Цена на нее определяется в результате конкурентного отбора заявок продавцов и покупателей на сутки вперед, и решающую роль в ценообразовании играет так называемая топливная составляющая. То есть в первую очередь продается энергия самых современных и эффективных станций с наименьшими топливными затратами. Новые энергоблоки гораздо более эффективны, чем существующие мощности, поэтому доход по электроэнергии им фактически гарантирован.

Отдельно отмечу, что договоры о предоставлении мощности разрабатывались государством совместно с представителями энергетических компаний и туда были сразу включены положения, предусматривающие проектное финансирование. Например, в ДПМ заложены механизмы вывода проекта на SPV и поручительства материнской компании вплоть до запуска проекта в эксплуатацию. Все это дает возможность говорить о том, что коммерческие риски захеджированы полностью, а операционные существенно снижены. На операторе проекта остаются лишь строительные риски, которые можно снять, в том числе за счет EPC-подрядчика.

Проектное финансирование дает уникальную возможность структурировать новые объекты отдельно от существующих мощностей, а механизм ДПМ минимизирует риски для денежных потоков, делая такую форму финансирования вполне реалистичной. Именно поэтому «КЭС-Холдинг» рассматривает варианты проектного финансирования для ряда объектов своей инвестиционной программы. С этой целью мы работаем с российскими государственными банками и начинаем вести переговоры с зарубежными. Ожидаю, что и КЭС, и другие генерирующие компании в ближайшее время объявят о серьезных успехах в этом направлении. Очевидно, что с появлением новых правил игры на российском энергетическом рынке механизм проектного финансирования в энергетике будет активно развиваться.