Страховой рынок: Рынок не готов к введению МСФО


Мария Богомолова

закончила Финансовую академию при правительстве РФ. В PWC пришла более 10 лет назад, до этого работала бухгалтером в нефтяной и банковской сфере.

Price­waterhouse­Coopers

аудиторская компания. Выручка в 2008 г. составила $28,2 млрд (в 2007 и 2006 г. – $25,2 млрд и $22 млрд соответственно). В России впервые начала работу в 1913 г., а в 1989 г. возобновила свою деятельность. Всего на PwC в России работает около 2300 человек.

Двадцать седьмого июля 2010 г. был принят закон «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно этому закону кредитные и страховые организации обязаны составлять, представлять собственникам и регулирующим органам и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. При этом не отменяется требование о составлении бухгалтерской отчетности по российским правилам бухучета. Как заявил 10 ноября 2010 г. Олег Пилипец, заместитель руководителя Федеральной службы страхового надзора, российские страховщики перейдут на сдачу отчетности по МСФО в течение 1–2 лет.

Вступление в силу закона об отчетности по МСФО и обязательность его выполнения, на наш взгляд, обострит ряд давно существующих проблем страховщиков, поскольку для составления отчетности по МСФО требуется значительно больше информации и расчетов, чем для составления бухгалтерской отчетности согласно действующим правилам. Эти вопросы включают, но не ограничиваются следующими:

– Филиальная сеть недостаточно контролируется, нередки случаи, когда разные филиалы используют разные бухгалтерские системы, а информация о результатах деятельности поступает в головной офис лишь на ежеквартальной основе. Как в такой ситуации эффективно и своевременно обобщить информацию, например, о качестве дебиторской задолженности или структуре расходов на ведение дела?

– Расчет страховых резервов требует наличия квалифицированного актуария. Однако данная профессия только развивается в России. В западных компаниях главный актуарий входит в состав руководства, что до сих пор не распространено в России.

– Несмотря на требования в российском бухгалтерском законодательстве анализа активов – инвестиций, дебиторской задолженности (в частности, по суброгации) и пр.) – на признаки возможного обесценения, российские страховщики, по нашим наблюдениям, уделяют этому недостаточно внимания либо подходят к процессу формально. Из-за того, что МСФО не содержит формальных критериев, а предлагает использовать профессиональное суждение и сложившуюся ситуацию на рынке, можно предположить, что величина активов по МСФО окажется меньше величины активов, отраженных в бухгалтерской отчетности, в частности, из-за дополнительно созданных резервов под обесценение активов.

– Различия между отчетностями по МСФО и по российским правилам бухгалтерского учета могут возникнуть также из-за требования МСФО отражать операции исходя из их экономического содержания, а не формы, что также требуется и по российским правилам бухгалтерского учета, но, к сожалению, не всегда соблюдается. Это может коснуться как признания доходов и расходов, величины собственного капитала страховщиков, так и операций исходящего перестрахования и ряда других статей отчетности.

Факторы, описанные выше, приведут к тому, что величина маржи платежеспособности и другие показатели, требуемые к исполнению страховым регулятором, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности и отчетности по МСФО (без учета влияния консолидации), будут отличаться. Возникает вопрос, как страховой регулятор отнесется к этим различиям.

Согласно действующим правилам бухгалтерская отчетность страховщика должна быть представлена в соответствующую инспекцию ФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Для многих компаний «не позднее 31 марта» является 30–31 марта. При сохранении такой практики на составление отчетности по МСФО и ее аудит у страховщика до 30 апреля останется один месяц. Очевидно, что на сегодняшний день уложиться в такие сроки большинству страховщиков практически невозможно.

Другой причиной, по которой составление бухгалтерской отчетности занимает 2–3 месяца, является длительный срок сбора отчетов от страховых агентов. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются все страховщики, и решить ее можно было бы выработкой коллективного способа воздействия на агентов (например, установление им конечных сроков сдачи отчетов, единых для всех страховщиков). Это же, в свою очередь, достигается только совместной работой всех участников рынка, что не слишком популярно среди страховщиков из-за продолжающейся конкурентной борьбы за рынок.

Дополнительная работа потребуется и в части раскрытия операций со связанными сторонами – помимо уже существующих и в российском бухгалтерском законодательстве требований описывать, кто является связанной стороной, раскрывать как операции в течение года, так и остатки на конец года, существует требование о раскрытии конечного бенефициара – все ли собственники страховых компаний готовы к раскрытию этой информации?

Также хотелось бы отметить часто недостаточное качество информационных систем, их неспособность создавать достоверные с достаточной степенью детализации и своевременные отчеты в целях принятия управленческих решений. МСФО требует раскрывать качественную и количественную информацию о рисках, способах управления ими, отчеты, которые анализирует руководство, – и все это должно раскрываться through the eyes of management.

Заслуживает отдельного внимания качество вводимых данных в информационные системы – в большинстве компаний страховой полис сначала оформляется на бумажном носителе, а потом вводится в систему. Очевидно, что риск ошибок при ручном вводе существенно возрастает. Похожие трудности существуют и в части информации о наступлении страхового случая, дате и сумме его урегулирования. Данная информация (как о премиях, так и о выплатах) используется при расчете резервов, следовательно, возникает вопрос о достаточности формируемых страховых резервов.

Теоретически описанную выше ситуацию мог бы помочь решить внутренний контроль и внутренний аудит. Но, несмотря на хотя бы одну из этих функций в организационной структуре крупных страховщиков, внутренний контроль зачастую либо выполняется формально, либо сводится к функции экономической безопасности и борьбе с внутренними недобросовестными действиями.

Страховым компаниям понадобятся значительные инвестиции в знания МСФО (обучение сотрудников, пересмотр организационной структуры и бонусной политики), улучшение качества информационных систем (замена систем, разработка новых требований к ним, унификация систем внутри консолидационных групп), повышение скорости и эффективности процессов закрытия отчетного периода (fast close), разработку новых требований к качеству вводимой информации. Введение МСФО приведет к повышению прозрачности, сопоставимости игроков на рынке, формированию у собственников более реалистичного представления о результатах деятельности, а также к доверию во взаимоотношениях с потенциальными инвесторами.