В мире: У глобальной финансовой системы есть будущее

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка (справа), 16 ноября на встрече CEO Council обсуждал с Полом Гиго, руководителем редакционной полосы WSJ, будущее мировых финансов/ Bloomberg

Два дня, 15 и 16 ноября, в Вашингтоне проходила ежегодная встреча Совета генеральных директоров (CEO Council), организованная The Wall Street Journal. Сто руководителей ведущих мировых компаний составили антикризисный план, один из главных пунктов которого – нужно больше экономить.

5 главных рекомендаций. 1. Сокращение долга, укрепление доллара

США должны сократить бюджетный дефицит и поддержать рост частных сбережений.

2. Стимулирование мировой торговли

Необходимо восстановить консенсус в отношении свободной торговли, подчеркивая ее преимущества для развитого мира.

3. Глобальное финансовое регулирование

Регуляторы должны настойчивее добиваться последовательного принятия и соблюдения требований к банковскому капиталу «Базель III».

4. Реструктуризация ипотечного рынка США

Необходимо снизить роль государства на американском рынке ипотеки.

5. Рост потребления в Китае

Необходимо убедить Китай и другие развивающиеся рынки больше стимулировать внутренний экономический рост, в том числе потребление. Китай должен позволить укрепиться юаню.

Снижение долга

Дэвид Вессел (WSJ): Хорошие новости. Наша группа наконец пришла к консенсусу, что у мировой финансовой системы есть будущее. Два года назад не было ясности даже и в этом вопросе.

Давид Рубенштейн (Carlyle Group, сооснователь и управляющий директор): Наша позиция: самое важное в глобальной финансовой системе – дефицит госбюджета США и связанная с ней проблема внешнего долга. Дефицит сейчас составляет 41%, и, вероятно, эта ситуация продлится еще лет десять. Надо понять, что делать с дефицитом, и тогда станет ясно, как избавиться от долга.

Это, в свою очередь, поможет разобраться с долларом. Доллар на данный момент единственная резервная валюта в мире. Но курс его будет скорее всего снижаться, и со временем он потеряет статус единственной резервной валюты, если мы не справимся с дефицитом бюджета и не решим проблему внешнего долга.

Роберт Даймонд (Barclays PLC, президент и заместитель генерального директора): Сегодня мы осознали, что в высокообразованной Америке никто не будет интересоваться, свободная торговля – это хорошо или плохо. Сейчас поднимается волна протекционизма и национализма – не только здесь, но и в остальных развитых экономиках. Около 50% доходов и прибылей американские компании, акции которых входят в индекс S&P, получают за пределами США. Если нас действительно волнует экономический рост и создание рабочих мест, то мы должны думать о торговле. Бизнес должен учить людей тому, как важна роль торговли в создании рабочих мест и дальнейшем экономическом росте.

Разработка правил

Роберт Даймонд: Пока банки не начнут брать на себя риски и выдавать кредиты, чтобы способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест, нам нужна определенность. По крайней мере, странам G-20 важно следовать тем требованиям к капиталу, которые были установлены в Базеле. И наконец, как мы вычисляем, кто стал слишком громадным и из-за этого вскоре может потерпеть неудачу?

Есть два способа решения проблемы. Или не должно быть крупных банков, или мы должны допускать саму возможность их краха. Очевидно, что все склоняются ко второму варианту – при этом должны быть разработаны схемы разрешения конфликтов и восстановления деятельности. Цели финансовой реформы с самого начала были ясны: сделать систему безопаснее и устойчивее. У нас есть подтверждения того, что их удалось достичь. Но так и не решен другой вопрос: как сделать так, чтобы банковская система помогала созданию рабочих мест и экономическому росту?

Ипотека в США

Крэг Донахью (CME Group, генеральный директор): Ипотечный рынок сыграл одну из главных ролей в экономическом кризисе. Сейчас он является, вероятно, крупнейшим сектором, в котором еще не произошло серьезных законодательных и нормативных перемен.

Наша группа пришла к заключению, что должен быть создан жилищно-финансовый рынок, где главную роль будет играть частный капитал, тогда как правительству следует переориентироваться на национальную жилищную политику и, возможно, больше поддерживать тех, кто покупает жилье впервые в жизни. Также необходима более эффективная система восстановления ликвидности на вторичном рынке, потерянной после кризиса.

Китай и развивающиеся рынки

Давид Рубенштейн: Пятнадцать веков из последних восемнадцати Китай был крупнейшей экономикой в мире, и только в XVIII в. дела этой страны стали ухудшаться. Китай вернулся на всемирную экономическую сцену только 30 лет назад. За прошедшие годы экономика страны прошла путь от отстающей до второй по величине в мире, а к 2035 г. по объему ВВП собирается отобрать у США звание крупнейшей в мире. Для США это еще непривычно. Мы должны осознать, что Китай играет такую важную роль на мировой экономической сцене, что может помочь решению ряда проблем в США.

Правительство США должно убедить китайцев больше потреблять, сильнее развивать сферу услуг и сокращать экспорт. В США 70% ВВП приходится на потребление, а 30% – на государственные расходы, экспорт и связанные с ними вещи. В Китае обратное соотношение. Очень хотелось бы видеть сдвиг в сторону потребителя и потребления в Китае, благодаря чему его валюта должна окрепнуть по отношению к американской без каких-либо искусственных мер, которые сейчас пытаются предпринять власти США. С нашей точки зрения, Китай и Штаты должны прилагать больше усилий для того, чтобы укреплять сотрудничество, а не вести торговые и валютные войны, способные нанести ущерб мировой экономике.