На переломе

В уходящем году отечественные автозаводы лечились от стресса. «АвтоВАЗ» – при помощи государственных денежных вливаний, которые вроде бы потратил с умом. ГАЗ – за счет недавно казавшихся невероятными стратегических решений: сделав ставку на легкие грузовики и приостановив производство легковушек

В начале года аналитики осторожничали с прогнозами о восстановлении российского автопрома. Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, заместитель гендиректора «Фольксваген груп рус» Мартин Ян надеялся на улучшения во второй половине года. Оптимистичный прогноз АЕБ предполагал рост автопродаж (с учетом легких грузовиков) на 2,7% от уровня 2009 г. – до 1,5 млн автомобилей. Партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут предлагал свои цифры: при хорошем раскладе российский авторынок вырастет на 15% до 1,6 млн автомобилей, при плохом – продажи упадут на 5% до 1,3 млн машин (без легких грузовиков). Локомотивом роста аналитики считали меры господдержки: закупки для госнужд (в основном легких коммерческих автомобилей), субсидирование ставок по автокредитам и программу утилизации автомобилей.

По прошествии 11 месяцев оптимизма прибавилось. В этом году продажи легковых и легких коммерческих автомобилей вырастут на 30% по сравнению с прошлым годом – таков последний прогноз председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса. За январь – ноябрь, по данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей увеличились на 28% до 1,7 млн машин, рост в ноябре стал рекордным в этом году – 80% по сравнению с ноябрем 2009 г. Рост сегмента российских брендов составил около 44% в количественном выражении и 62% – в денежном, говорится в декабрьском обзоре автомобильного рынка Рута.

ГАЗ поменял приоритеты

Ключевым пунктом стратегии ГАЗа по выходу из кризиса стала окончательная переориентация автозавода на производство легких коммерческих грузовиков и фактический отказ от легкового производства, говорит старший аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. По его оценкам, по итогам года выручка компании от сегмента LCV составит 32 млрд руб., а от легковых машин – только 5,4 млрд. «Volga Siber была единственной легковой машиной в линейке группы ГАЗ в 2010 г. Тот факт, что она снимается с конвейера и взамен нее не ставится новая машина этого класса, говорит о том, что в ближайшей перспективе выпуском легковых машин (от своего имени) компания заниматься не планирует», – солидарен аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада.

«Группа задумывалась отказаться от своей модели Siber еще в 2009 г., если бы удалось договориться о сборке в Нижнем Новгороде автомобилей Opel. А это косвенно свидетельствует, что проект Volga Siber, на который было потрачено почти $300 млн, признан не совсем успешным в самой компании», – уверен директор одного из дилеровских центров ГАЗа.

В самой компании приостановку производства Siber дипломатично объясняют «выполнением годового плана»: в 2010 г. было выпущено всего 5100 машин. Всего с июля 2008 г. с конвейера сошло около 9000 Volga Siber. Спрос на Siber подстегнула программа обмена старых автомобилей на новые, по которой машину стоимостью от 496 000 руб. можно купить со скидкой в 120 000 руб., говорит замдиректора газовского дилера «ТКЦ ГАЗ АТО» Михаил Тренкин. По его словам, в 2010 г. продажи Volga Siber в автосалоне выросли на 70% по сравнению с прошлогодними.

«Запуск производства [Volga Siber] пришелся на начало кризиса, когда компания не могла понести адекватные заявленным масштабам проекта затраты на его продвижение. Из-за отсутствия масштабной рекламной кампании высококачественный автомобиль представительского класса, соответствующий всем мировым стандартам, при этом продаваемый по цене техники класса С, не смог потеснить конкурентов <...>», – комментирует пресс-служба группы ГАЗ.

«Выходить из кризиса группа ГАЗ начала с назначением 7 августа 2009 г. Бу Андерсона главой компании. Он изменил стратегию холдинга, нацелив развитие компании прежде всего на удовлетворение потребительских пожеланий к газовским машинам и модернизацию технологий», – говорит зампред правления группы Елена Матвеева.

Выехали на грузовичках

Согласно отчетам АЕБ, продажи в сегменте LCV группы ГАЗ за 11 месяцев 2010 г. выросли на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 62 641 легкий коммерческий автомобиль по сравнению с 46 417 за 11 месяцев 2009 г. Ожидаемые итоги продаж коммерческих автомобилей марки «ГАЗ» в 2010 г. – 81 500 (в 2009 г. продали 64 200), сообщает пресс-служба группы.

«Компании удалось столь существенно увеличить продажи за счет серьезного падения реализации машин класса LCV ее конкурентами. Это объясняется тем, что автомобили «Газель» хоть и находятся в одном классе с аналогами от Volkswagen, Daimler или Ford, дешевле их в среднем на 200 000–300 000 руб. Вторым фактором роста продаж стал запуск модели «Газель-бизнес», которая нашла своих покупателей. Можно сказать, что это и спасло дивизион LCV», – уверен Лобада. По его прогнозам, «запаса прочности» «Газелям» хватит еще на «пару-тройку лет», а потом без технической модернизации спрос на них будет падать.

«Модернизация модельного ряда ГАЗа не прекращается ни на секунду», – говорит Матвеева. В будущем году компания планирует совершенствовать существующий модельный ряд: делать оцинкованный кузов, модернизировать полноприводные модели, запустить новый микроавтобус, устанавливать биотопливные газовобензиновые двигатели на цельнометаллические фургоны и новые моторы ЯМЗ-534 на среднетоннажные грузовики, говорится в ответе пресс-службы «Ведомостям». «Газели» не потеряют популярности, уверен Тренкин. По его словам, помимо низкой цены (от 445 000 до 550 000 руб.) неоспоримыми их преимуществами являются низкая стоимость владения (годовая эксплуатация «Газели» в среднем на 20% дешевле, чем автомобилей конкурентов), широкая дилерская сеть и доступность запчастей.

Главным событием в работе компании в 2010 г. пресс-служба называет выпуск в феврале 2010 г. модернизированного легкого коммерческого автомобиля «Газель-бизнес» (его доля в общем объеме продаж за год, по прогнозам, превысит 70%).

В декабре ГАЗ подпишет инвестиционное соглашение с Минэкономразвития о совместном с немецкой Daimler производстве легких коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter. По словам директора департамента проектного финансирования МЭР Дмитрия Левченкова, инвестиции в производство 60 000 Sprinter в год на ГАЗе составят около 100 млн евро.

Матвеева, правда, призывает не ставить крест на легковом производстве ГАЗа. По ее словам, компания ведет переговоры с иностранными производителями об организации производства легковых машин. ГАЗ также договаривается с Volkswagen о сборке легковых автомобилей на своем конвейере максимальной мощностью 160 000 машин в год.

«На производственные мощности ГАЗа претендуют сразу несколько автоконцернов: к заводу в Нижнем Новгороде присматривались Volkswagen и Daimler, после проигрыша Hyundai-Kia в борьбе за «Ижавто» Герман Греф намекнул, что корейцам может быть предложен ГАЗ в качестве партнера», – рассказал Лобада.

Фаза выживания в Тольятти

В 2009–2010 гг. «АвтоВАЗ» получил от государства 75 млрд руб., 22 млрд из которых в 2010 г. По словам президента автоконцерна Игоря Комарова, деньги пошли на погашение долгов перед банками и обеспечение текущей деятельности автозавода – на конец 2009 г. долг компании составлял 38 млрд руб. «На модернизацию нам этих денег не хватило», – констатировал он 21 декабря в прямом эфире ВАЗ-ТВ. Претензий у федеральных кураторов к автозаводу нет. «Деньги потрачены правильно и с умом», – заявил в ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его мнению, завод подготовился «к тому, чтобы осуществить ключевую модернизацию». В начале года была принята программа развития завода до 2020 г. На 2010–2013 гг. запланирована фаза «выживания и улучшения качества для сохранения лидирующих позиций». Для этого, по словам Комарова, в течение года пришлось принимать неординарные решения. К таким он относит, например, решение удвоить производство и собрать в марте 38 000 автомобилей, несмотря на провальные результаты продаж в начале года (в январе продали всего 17 944 Lada). По словам Комарова, рассчитывали на программу утилизации и она действительно в корне изменила ситуацию. Продажи стали стремительно расти: по данным Минпромторга, на Lada приходится 80% всех покупаемых по программе утилизации машин. К сентябрю тольяттинский завод фактически вернулся на докризисный уровень, а в ноябре продажи выросли на 45,3% от уровня 2009 г. Впрочем, по словам Комарова, рост продаж одной утилизацией объяснить нельзя – росли и коммерческие продажи. Всего за 11 месяцев было продано 467 550 автомобилей Lada, из них по программе утилизации –194 424.

За год завод дважды увеличивал производственный план. Если первоначально планировалось продать 450 000 авто, то летом – уже 573 000, а в октябре – 648 000 Lada в России и за рубежом. В первом полугодии компания получила 3,06 млрд руб. чистой прибыли. По итогам всего года «АвтоВАЗ» рассчитывает более чем на 1 млрд руб. чистой прибыли по МСФО, говорил в октябре вице-президент автозавода по финансам Олег Лобанов.

Главная задача этого года была «показать, что мы можем работать с прибылью, что мы можем выжить», говорит Комаров. «За этот год мы основательно подсушились, став более мобильными и подтянутыми», – радуется он. Людей сокращали везде, но больше всего сокращений произвели в аппарате автозавода, добавил Комаров, не называя цифр. Также были сокращены социальные программы «АвтоВАЗа»: в частности, урезали зарплаты (средняя зарплата с осени 2009 г. – 9000 руб.), прекращены выдачи жилищных субсидий и продажи автомобилей по программе «50 на 50» для работников автозавода. Кроме этого были отменены бонусы по итогам года.

Зарплата работников возвращается на докризисный уровень, приближаясь к 20 000 руб., говорил в октябре Комаров. «Когда будет возможность увеличить зарплату еще на 10%, мы ее увеличим», – обещает он сейчас. По словам президента концерна, сейчас фонд зарплаты «АвтоВАЗа» составляет 1,7–1,8 млрд руб. (если вместе с единым социальным налогом – 2,2–2,3 млрд руб.). Но с возвращением остальных социальных благ для работников пока трудно. «Мы договоримся в I квартале 2011 г. вместе с профсоюзом, какие льготы и в какой последовательности восстанавливать», – говорит Комаров. В 2011 г., по его словам, автозавод планирует произвести и продать 700 000 автомобилей и машинокомплектов.

В Набережных Челнах

«Камаз» почувствовал кризис одним из первых автопроизводителей, говорит руководитель службы по связям с общественностью автозавода Олег Афанасьев. «Автомобильная техника «Камаза» – самосвалы, бетоносмесители, крановая спецтехника – покупается преимущественно строительными компаниями. И как только стройки в августе встали, мы сразу же испытали спад продаж», – говорит он.

Из-за перепроизводства у «Камаза» образовались большие складские запасы грузовиков, которые «распродаем до сих пор», рассказывает заместитель исполнительного директора московского «Авто-трейда» (обслуживает Московскую, Рязанскую, Тверскую области) Константин Опарин. «Большие остатки – следствие тотального дефицита в 2007–2008 гг., когда «Камазы» было не купить», – объясняет он. По его словам, раньше спрос на грузовики из Набережных Челнов каждый год рос на 20%.

К январю 2009 г. остатки на складах «Камаза» составляли 5355 машин, вспомнил генеральный директор автозавода Сергей Когогин на годовом собрании акционеров в июне. В 2009 г. было продано 25 900 машин.

«Камаз» составил специальную антикризисную программу, которая включала и распродажу складских остатков. «Чтобы быстро продать накопившуюся технику, автозавод объявил масштабные скидки, которые по некоторым моделям достигли 70%, к середине года мы почти освободили склады», – рассказал Афанасьев. За этот год автозаводу удалось продать 2892 машин из остатка, уточнили в маркетинговой службе «Камаза». «В кризис задержки прекратились, мы получили полный ассортимент запасных частей и рестайлинговых машин, благодаря чему наши продажи остались на уровне 2008 г.», – отмечает генеральный директор ростовского дилера «Грузовые автомобили» Сергей Кудряшов.

Сейчас «Камаз» перевел производство под конкретные заказы и пока придерживается этой политики: объем производства не превышает уровень продаж более чем на 10–20%.

«Камаз» обратился за государственной поддержкой, но, по словам Афанасьева, просил «не денег, а госзаказа». «На программу дополнительных государственных закупок автомобильной техники было выделено 60,5 млрд руб., из них 23% было потрачено на приобретение продукции «Камаза». Государство приобрело у нас 6630 грузовых автомобилей, 2348 – прицепной техники и 342 трактора в общей сложности на 13,9 млрд руб.», – говорил Когогин в отчете перед акционерами в июне.

«По большому счету это и были главные маркетинговые решения 2009 г.», – говорит Афанасьев. К ним, продолжает он, «можно добавить выпуск автомобилей с улучшенными потребительским свойствами (использование комплектующих зарубежных производителей), после чего последовал рестайлинг кабины грузовиков всего модельного ряда.

Попытка пролоббировать государственную программу утилизации грузовиков «Камазу» не удалась. Но в 2011 г. автозавод запустит собственную программу утилизации, сообщил Афанасьев. «Мы ожидаем от нее постепенного роста продаж, так как половина парка грузовиков достигла предельного возраста в 20 лет», – сказал он.

«Соллерс» тоже заключил госконтракты на реализацию техники для госнужд Татарстана. «Ожидаемый объем таких поставок превысит 2000 машин. Отгрузка продолжится до конца года», – рассказал PR-менеджер «Соллерса» Сергей Ильинский.

По словам Ильинского, «большему влиянию кризиса в 2009 г. подверглось производство легковых автомобилей на заводе «Соллерс – Набережные Челны» (сборка Fiat Albea), тогда как производство коммерческих автомобилей Fiat Ducato в ОЭЗ «Алабуга» показало устойчивый рост». Насколько упало производство Fiat Albea и вырос выпуск Fiat Ducato, он не уточнил. «По итогам года ожидается более чем двукратный рост производства на всех сборочных площадках «Соллерса» в Татарстане», – говорит он. По его информации, объем производства легковых Fiat в Набережных Челнах составит около 10 000 автомобилей, коммерческих Ducato в Елабуге – около 15 000.

Утилизация в помощь

Аналитики были правы: росту авторынка помогли государственные меры. Помощь государства прежде всего сказалась на работе основного российского производителя легковушек – «АвтоВАЗа». Из-за неожиданного даже для руководства автоконцерна успеха программы утилизации завод дважды увеличивал свой производственный план, говорил директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. Самыми популярными автомобилями, которые покупались по программе утилизации, оказалась вазовская «классика» – доля Lada 2105/2107 в продажах «АвтоВАЗа» выросла с 13,2% в феврале до 63,8% в ноябре. Рост продаж этих моделей от уровня января – ноября 2009 г. – 99,1%, сообщает пресс-центр «АвтоВАЗа». Самый низкий рост показали продажи Lada Samara – плюс 10,9%. Чем дешевле автомобиль, тем значительнее стимул, считает партнер PwC Наталья Щербакова: например, в цене Lada 2105 размер скидки составлял почти треть. Рекомендованная заводом цена продажи «классики» – до 188 000 руб., Lada Samara – 247 000–274 000 руб.

Программа обмена любых старых машин на новые газовского производства начала действовать в Нижегородской области с июля 2009 г. До апреля 2010 г. желающие обменять свои автомобили получали скидку в 50 000 руб. (компенсировалась из областного бюджета). С 1 апреля нижегородский губернатор Валерий Шанцев распорядился увеличить субсидию до 100 000 руб. за счет области, заложив на это 250 млн руб. в бюджете. Таким образом, при участии в федеральной программе утилизации (государственный сертификат на скидку в 50 000 руб.) те, кто купил автомобиль «ГАЗ» в Нижегородской области, получили дисконт в 150 000 руб. Повышенным спросом пользовалась «Газель-бизнес». «Эти автомобили разбирали настолько быстро, что периодически их не было в наличии», – вспоминает топ-менеджер официального дилера ГАЗа. По его словам, в апреле к покупателям – частным лицам добавилось немало компаний, «приобретающих газовские автомобили десятками» для обновления парка. По оценке Тренкина из «ТКЦ ГАЗ АТО», на долю юрлиц пришлось 40% продаж газовских машин, на госзаказы – 30%, на частников – 30%. Всего по программе обмена старых авто на новые было продано 6886 автомобилей, приводит данные пресс-служба группы ГАЗ.