Все против одного

Нижегородский губернатор Валерий Шанцев победил дважды: одержал верх над давним оппонентом – градоначальником областной столицы Вадимом Булавиновым – и добился отмены прямых выборов мэра

Cудьба Булавинова была предрешена еще в ноябре 2009 г., когда 34 из 39 депутатов думы Нижнего Новгорода проголосовали за отмену прямых выборов мэра (см. врез).

«Очевидно, что Булавинов был сторонником прямых выборов. Но Шанцев пролоббировал изменение схемы <...> По слухам, Булавинова поставили перед выбором: либо смиренно принять отмену прямых выборов, либо получить уголовное дело», – говорит политолог Александр Смирнов.

Кто против

О возбуждении уголовного дела, заведенного в июне, сообщил сам Булавинов. Областная прокуратура заподозрила мэра в злоупотреблении должностными полномочиями – он будто бы незаконно передал 7%-ную долю муниципалитета в торговом центре «Фантастика» коммерческой организации своего сына, «из-за чего бюджет Нижнего недополучил сотни миллионов рублей». Буквально через несколько дней правоохранители объявили, что доказательств вины Булавинова нет.

В июле стало известно, что Булавинов единолично возглавит список «Единой России» на выборах в Городскую думу Нижнего Новгорода. Такое решение единороссы объяснили высоким рейтингом мэра по итогам партийных праймериз: по общемуниципальной части списка Булавинов набрал около 60%, а следующий за ним депутат Госдумы Александр Хинштейн – около 17%.

«На 99% главой города в будущем станет тот, кто возглавит список правящей партии на следующих выборах в городскую думу», – был уверен Булавинов. И ошибся.

На выборах в гордуму Нижнего Новгорода 10 октября список «Единой России» под предводительством Булавинова набрал 58%. В Дзержинске «Единая Россия» провалилась совсем: 32%. Вот за это сторонники Шанцева в региональном политсовете «Единой России» выразили недоверие секретарю отделения Александру Тимофееву. Никто не сомневался, что целили и в Булавинова, потому что Тимофеев мэра поддерживал.

В борьбу против мэра включились и другие политические силы. Местное отделение ЛДПР заказало турфирме MER Travel бесплатные автобусные экскурсии под лозунгом «Отдыхай, как мэр». Трижды в будни и четыре раза по выходным горожане могли увидеть и услышать про бизнес-центр «Лобачевский плаза», что «на месте возможных зеленых насаждений», и послушать про сына Булавинова, который «в свои 24 года уже имеет четыре квартиры и отличный автомобиль марки BMW». (Корреспондент «Ведомостей» видел и слышал.)

Больше не мэр

В преддверии «своих» выборов (25 октября и уже не прямых – выбор был за депутатами нового созыва) Булавинов продолжал эксплуатировать образ крепкого хозяйственника: городские службы усиленно ремонтировали дороги, красили заборы, чинили трубы, по ночам работали асфальтоукладчики со стикерами «Новые дороги единой России». Центральный совет «Единой России» сообщил, что поддерживает Булавинова. А вот губернатор заявил, что нет. Политолог Александр Смирнов считает, впрочем, что поддержка центросовета была формальной, фактически они отдали решение вопроса о назначении на откуп сторонникам Шанцева.

«У Булавинова не хватило бы голосов для победы: необходимо минимум 22, а было не больше 17», – считает депутат нижегородской думы от КПРФ Александр Перов. На заседании гордумы 25 октября Булавинов взял самоотвод, объяснив это желанием избежать раскола в депутатском корпусе, и попросил депутатов голосовать за председателя гордумы предыдущего созыва Ивана Карнилина. Но его поддержали лишь 14 депутатов, а 28 проголосовали за оппонента Булавинова, креатуру Шанцева – главу девелоперской группы «Столица Нижний» Олега Сорокина.

Последним аккордом войны стало назначение 1 декабря сити-менеджером еще одного шанцевского кандидата – депутата гордумы, председателя совета директоров ресторанной группы «Пир», гендиректора Нижегородской сбытовой компании Олега Кондрашова. «Кондрашов – современный, молодой, перспективный менеджер. К тому же они с Сорокиным давно работают совместно. Это <...> будет хороший тандем», – заявил губернатор накануне назначения сити-менеджера.

С оглядкой на патрона

«Приход к власти в Нижнем Новгороде прошанцевских сил вовсе не означает их безропотную готовность служить интересам губернатора», – считает политолог Александр Смирнов. По его мнению, и Сорокин, и Кондрашов – «амбициозные политики и бизнесмены». Рано или поздно они могут начать проводить свою независимую политику – «только теперь губернатору может противостоять не только мэр, но и работающий с ним в одной упряжке сити-менеджер», продолжает он.

Но губернатор все-таки победитель, уверен Смирнов: «Если политические амбиции и решения бывшего градоначальника опирались на голоса сотен тысяч избирателей, то назначенные мэр и сити-менеджер реальных рычагов влияния не имеют и вынуждены работать с оглядкой на тех, кто их наделил властью». «С 2003 г. городам запретили иметь в собственности коммерческие объекты (рынки, магазины, гостиницы). Мэр и сити-менеджер будут вынуждены распродать все, что еще не успела предыдущая власть, а значит, собственность может быть перераспределена в пользу региональных лоббистов. Мешать этому ни Сорокин, ни Кондрашов не станут, памятуя, что своим назначением они во многом обязаны губернатору», – заключает эксперт.