Жизнь по особым правилам

В августе особая экономическая зона (ОЭЗ) в Тольятти получила добро федеральных властей. У ее создателей есть возможность учиться на чужих ошибках и воспользоваться достижениями: в Татарстане уже 12 лет работает зона «Алабуга», последние пять лет – с официальным статусом ОЭЗ

В России работает две промышленные ОЭЗ – «Алабуга» в Елабужском районе Татарстана и «Липецк» в Грязинском районе Липецкой области. Третья и последняя в стране ОЭЗ промышленно-производственного типа будет в Ставропольском районе Самарской области – под Тольятти.

Способ диверсификации

Идею тольяттинской ОЭЗ руководство Самарской области обнародовало в 2008 г., когда «Ростехнологии» подписали соглашение с Pirelli о создании СП по производству шин во второй половине 2009 г. Кризис затормозил планы, но 660 га под проект областные власти все же выкупили. В августе этого года премьер Владимир Путин подписал постановление о создании ОЭЗ под Тольятти, и власти запланировали было, что основное производство там будет автокомпонентным. Но уже в ноябре без пяти минут директор тольяттинского филиала ОАО «ОЭЗ» Алексей Пахоменко (он назначен 14 декабря) на межрегиональном экономическом форуме «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» рассказал, что в основном площади отдадут под сектор машиностроительной продукции, а под автокомпоненты планируется не более трети.

Резон – в намерениях и областных, и федеральных властей изменить ситуацию в моногороде Тольятти и покончить наконец с зависимостью Самарской области от «АвтоВАЗа». Сейчас доля автомобилестроения и сопутствующих производств в экономике автограда – 66,2% (на «АвтоВАЗ» завязаны 166 местных поставщиков комплектующих). По плану это должно случиться к 2020 г. – на диверсификацию экономики Тольятти будет потрачено 143,6 млрд руб.: 38,4 млрд из федерального бюджета, 5,1 млрд – из областного, 72,1 млн – муниципального и 1 млрд – внебюджетные источники.

Была свободная, стала особая

В тольяттинском проекте можно и должно учесть опыт работающих уже ОЭЗ и продвигаться быстрее (по плану она должна начать работу в 2012 г.). Об этом на форуме говорил начальник управления взаимодействия с резидентами ОАО «ОЭЗ» Хабиб Абдуллаев.

Впрочем, татарстанская «Алабуга» появилась не на пустом месте. «К моменту объявления конкурса о создании промышленной ОЭЗ в 2007 г. Татарстан имел серьезный опыт внедрения зон с льготным режимом налогообложения», – рассказал «Ведомостям» депутат Госдумы Хафиз Салихов, в 1998–2006 гг. занимавший пост министра торговли и внешнеэкономического развития РТ. «В 1998 г. на мощностях Елабужского автозавода была открыта свободная экономическая зона «Алабуга», участники которой освобождались от всех налоговых платежей, за исключением единого социального налога и налога на доход физических лиц», – вспоминает Салихов. В свободной зоне работали около 20 иностранных компаний с совокупными инвестициями 5 млрд руб., в том числе Opel и General Motors с отверточной сборкой. В мае 2003 г. Верховный суд РФ отменил действие республиканского закона «О свободной экономической зоне «Алабуга» как не соответствующего федеральному законодательству, сожалеет бывший министр. «Но я уверен, что, не будь у нас свободной «Алабуги» образца 1998 г., мы не смогли бы спустя 10 лет воссоздать особую «Алабугу», – уверен он.

Защита от бюрократов плюс льготы

Иностранные инвесторы не особо нуждаются в льготах. Такой вывод, по словам Салихова, сделало правительство Татарстана, основываясь на опыте свободной «Алабуги». «Режим ОЭЗ в первую очередь снимает для них инфраструктурные и административные барьеры, преодоление которых подчас сопряжено с коррупцией. В этом смысле ОЭЗ находится под законодательной защитой государства, что является более важным фактором развития, чем сами по себе налоговые льготы», – продолжает он. Льготы, конечно, тоже неплохой стимул, отмечает Салихов. Преференции ОЭЗ позволяют снизить издержки инвестора до 30%. Резиденты получают преференции: налог на прибыль – 15,5% вместо 20%, на пять лет обнуляется транспортный и земельный налоги, не платится налог на имущество. При ввозе оборудования иностранцы не тратятся на НДС и пошлины. «За 2009 г. девять резидентов «Алабуги» получили налоговые льготы за счет бюджета РТ на 100 млн руб., а поступления от них составили 800 млн руб.» – эти цифры приводил министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин на заседании парламента республики 9 июня.

Однако тот факт, что резидентов ОЭЗ субсидируют исключительно из региональных бюджетов, это «не совсем справедливо», считает Салихов. «При обсуждении нового законопроекта по ОЭЗ в Госдуме неоднократно звучали предложения о расширении льгот за счет федеральных налогов, но поддержку у правительства РФ они не получили. Считается, если регион заинтересован в открытии у себя ОЭЗ, то он и должен помогать резидентам из своей казны», – рассказал депутат.

Кто пришел

Главная трудность, с которой столкнулись в Татарстане, – не было «оптимального состава резидентов», рассказал чиновник правительства РТ. «При подаче заявки в МЭРТ якорным резидентом для нас была корейская Hyundai, одновременно велись переговоры с немецким концерном Volkswagen и китайской Great Wall. Мы были уверены, что сумеем объединить разных автопроизводителей на одной площадке». Но с появлением отечественного претендента «Соллерс» (получил статус резидента в июле 2006 г.) первой отозвала заявку Hyundai, вслед за ней – остальные. «Volkswagen – это большая потеря для Татарстана», – говорит чиновник. По его словам, теперь и сами иностранные компании смотрят – а нет ли в зоне конкурента?

Тольяттинская ОЭЗ ведет переговоры с 52 компаниями, рапортовало самарское областное правительство в ноябре. Но окончательных договоров пока нет. Только Pirelli наконец определилась со своими планами: по словам председателя правления шинной компании Марко Тронкетти Проверы, на базе активов холдинга «Сибур», заключившего в ноябре с Pirelli и «Ростехнологиями» договор о сотрудничестве, будет создано два совместных предприятия. Первое СП (10% у «Сибура», остальное – у «Ростехнологий» и Pirelli) займется в ОЭЗ «Тольятти» производством шин премиум-класса, второе СП (49,9% у «Сибура», 10% – у Pirelli, 40,1% – у СП «Ростехнологий» и Pirelli) – для среднего уровня. Сами СП, по словам Проверы, будут созданы до конца марта 2011 г., а к июню будет готов бизнес-план по строительству двух заводов.

Остальные компании пока остаются потенциальными резидентами, но, по данным областного правительства, их уже 11. Есть предварительные соглашения с немецкой ZF Lemforder, которая организует в регионе производство модулей шасси, сообщается на сайте ОАО «ОЭЗ». Кроме этого предварительные соглашения на работу в зоне подписаны с изготовителем стекла для наземного транспорта НПО «Сигма» и производителем легковых коммерческих грузовиков группой «Химэкс». Работать в ОЭЗ также будут холдинг «РТ-машиностроение» и ЗАО «Полад», холдинг займется производством энергосберегающей электромашиностроительной продукции, «Полад» – выпуском сменных многогранных пластин из порошкового металла. Первые соглашения планируется подписать в январе 2011 г., говорит Пахоменко.

Инвестиции должны окупиться

Пока «Алабуга» не отступает от плана, составленного до создания ОЭЗ, сказал Салихов. В 2007 г. к моменту открытия зоны было заключено пять соглашений с резидентами, готовыми вложить в свои производства совокупно 9,5 млрд руб. («Северстальавто-Елабуга», «Полиматиз», «Роквул-Волга», «Северстальавто-Исузу», Завод инженерного оборудования). Государственные инвестиции в инфраструктуру татарстанской ОЭЗ на площади 20 кв. км, по словам Салихова, были примерно такими же – 9,8 млрд руб. Сейчас государственные инвестиции измеряются суммой в 13,6 млрд руб., но выросли и вложения инвесторов. В «Алабуге» работает уже 13 резидентов с заявленным объемом инвестиций в 30 млрд руб., сообщил «Ведомостям» генеральный директор елабужской ОЭЗ Василий Кудряшов. На каждый вложенный государством рубль инвесторы обязались отдать два, но в течение пяти лет, говорит он. Совокупная выручка всех резидентов по итогам года составит 20 млрд руб., налоговые отчисления – более 1 млрд руб. «К 2015 г. количество резидентов предполагается довести до 35 с объемом инвестиций до $2 млрд», – рассчитывает Кудряшов.

В Тольятти пока только планируют будущие доходы. По данным ОАО «ОЭЗ», потенциальные инвесторы готовы вложить до 41 млрд руб. «По нашим подсчетам, на рубль государственных вложений в проект придется 5,9 руб. инвестиций, – говорит Пахоменко. – Налоговые отчисления во все уровни бюджета по нашему проекту, по предварительным оценкам, составят за период действия зоны 174 млрд против 13,6 млрд руб. бюджетных вложений». С ним согласен Абдуллаев из ОАО «ОЭЗ»: «Мы много раз считали: инвестиции должны окупиться».

Планы

С января федеральные власти снизили инвестиционный барьер для резидентов ОЭЗ: если раньше минимальный объем инвестиций должен был составлять 10 млн евро, то теперь 3 млн евро. Инициатором поправок в закон об особых экономических зонах был Татарстан. «С окончанием строительства ОЭЗ мы хотели бы открыть доступ в ОЭЗ малому и среднему бизнесу. Поэтому предлагали снизить входной барьер до 1 млн евро», – объясняет Салихов (он один из авторов законопроекта). По его словам, на первом году эффект трудно получить, но в перспективе эта норма должна показать результат. Но пока «малыши» в зону не идут. Один из последних претендентов на статус резидента – датская Hempel Group с проектом производства лакокрасочных материалов на 15–18 млн евро.

Для тольяттинской ОЭЗ планы «Алабуги» пока далекое будущее. За четыре месяца существования ОЭЗ, по словам Пахоменко, создана только система управления зоной. Пока московский ЦИТП градостроительства им. Я. В. Косицкого провел предпроектную проработку общих принципов планировки. Теперь настала очередь самого проекта планировки – он будет готов к середине 2011 г. Затем – проектирование и строительство объектов ОЭЗ внутри площадки (на это федеральный бюджет потратит 6,8 млрд руб.) и строительство объектов вне площадки зоны (309 млн руб.). Всего на предварительные работы по созданию инфраструктуры федеральный бюджет потратит 7,193 млрд руб., областной – 774 млн руб.