Открылась выставка «И подо льдом течет река» из КНДР

«И подо льдом течет вода» – выставка загадочная, понять искусство современной Северной Кореи невозможно, относиться к нему с иронией – нет оснований

Кто любил посмеяться над журналом «Корея» с репортажами, как все няни страны на себе испытывают любовь и заботу великого вождя и учителя, вряд ли сумеет повеселиться на выставке современного искусства КНДР на «Винзаводе». Хотя перечисление названий картин, описывающих их сюжеты, этому способствует: «Строители Тэгедоских солончаков», «Распределительный пункт в Мигокском сельхозкооперативе», «Великий подъем Чхоллима».

Сегодняшнее северокорейское искусство интернационально по содержанию, т. е. осознанно экспроприирует сюжеты и композиции из соцреализма и универсального массового визуального продукта – корейские пограничники хотя и написаны в позе васнецовских богатырей, но белозубы и бесстрашны, как голливудские ковбои.

И это искусство абсолютно традиционно по технике, освоенной два тысячелетия назад, большие картины виртуозно писаны тушью на бумаге и от этого нежны и светлы, потому что тушь легка и прозрачна, а кисточкой художники владеют мастерски. Перепишите мысленно акварелью на бумаге густомасляное «Письмо с фронта» Лактионова – получите похожий эффект.

Именно картины традиционного «корейского письма» производят сложное, беспокойное впечатление. Вышивки, мозаики и плакаты однозначнее и грубее – в них идеологическое содержание безжалостно давит форму. А вот в бумажных картинах тушь и кисточка побеждают пропаганду, как древняя национальная традиция поглощает относительно новую, к тому же импортированную идеологию, пусть и стоящую у власти.

Искусство современной Северной Кореи диаметрально противоположно мировому contemporary art эпохи глобализации, где о своем, национальном, говорится на универсальном языке. Так и сама страна идет своим, нелегким и очевидно опасным путем. Как и почему – современное корейское искусство не дает ответа, только указывает, что нам этого не понять.