Опционная пауза


Максим Барский 1 января 2011 г. должен был стать главным управляющим директором ТНК-ВР. Об этом акционеры холдинга – ВР и российский консорциум ААР – договорились еще в конце 2009 г. Но в пятницу компания сообщила, что вступление Барского в должность откладывается на неопределенный срок из-за незавершенных «технических процедур». Детали компания не раскрыла. Не закончена работа над контрактом Барского, в том числе над его опционом, объясняют четыре источника, близких к холдингу. Представители ТНК-ВР, ВР и ААP от комментариев отказались.

Сейчас опционной программы у ТНК-ВР нет. Контракт с CEO будет включать индивидуальный опцион, рассказывал сам Барский: программа будет долгосрочной и зависеть от «роста стоимости группы».

Опционная программа разрабатывается под Барского, но должна быть такой, чтобы в перспективе ею могли воспользоваться и другие топ-менеджеры холдинга, говорят два собеседника «Ведомостей». Раньше планировалось, что опцион будет на акции «ТНК-BP холдинга» (объединяет российские активы ТНК-BP, кроме 50% «Славнефти» и доли в «Русиа петролеум»), но в прошлую пятницу совет директоров ТНК-ВР Ltd. решил, что вознаграждение руководителя должно быть привязано к результатам всех активов группы. На акции какой компании будет выпущен опцион, еще не решено, отмечает один из них. Но один из вариантов – использование бумаг ТНК-ВР Ltd., говорят два источника, близких к ТНК-ВР. Это управляющая компания группы, объединяет все ее активы. Владеют ТНК-ВР Ltd. в равных долях BP и ААP. Наличие опциона предполагает появление третьего акционера в лице менеджмента, с этим и связаны возникшие сложности в согласовании программы, отмечает один из собеседников. Опцион не будет давать права голоса, а только возможность получать дивиденды, успокаивает третий источник, близкий к компании. Это самая логичная схема, она распространена в западных компаниях, говорит партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин.