Щелкунчик выступил против крысиного Третьего рейха

Международная новогодняя продукция Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король в 3D» напоминает детсадовский черный юмор типа «дети в подвале играли в гестапо». Вместо сантехника Потапова зверски замучены Эйнштейн, Уорхол и Фрейд

Только не спрашивайте, какое отношение имеют все эти люди к сказке Гофмана и балету Чайковского. Дело в том, что Кончаловский задумал эту историю много лет назад, но смог реализовать только сейчас, зато с надлежащим размахом (голливудские звезды, бюджет – $90 млн) и волшебными инструментами постмодернизма. Суть этого эстететического направления, чрезвычайно популярного в конце прошлого века, Кончаловский понимает очень просто: можно смешивать всё со всем и тащить всё отовсюду (справедливости ради надо заметить, что в этом убеждении он не одинок).

Поэтому пусть у живущей в Вене девочки Мэри (Эль Фэннинг) будет комический еврейский дядя Альберт (Натан Лейн), поющий песню про теорию относительности, мама Мэри (Юлия Высоцкая) пусть ходит на сеансы к доктору Фрейду, крысиную армию (это у Гофмана и Чайковского мыши, американцы же привыкли к крысам) вырядим фашистами и будем считать это смелой аллегорией, а Крысиного короля (Джон Туртурро) сделаем похожим на короля поп-арта Энди Уорхола.

Тут, правда, Кончаловский путается в показаниях, потому что если уж он так не любит Уорхола и порожденное им современное искусство, то пользоваться приемами этого искусства вроде бы западло. И то, что современный художник лукаво назовет цитатой, Кончаловский должен, по идее, признать воровством.

Но знаменитого режиссера нимало не пугает это затруднение, и он обширно цитирует в «Щелкунчике» такие известные антитоталитарные произведения, как, например, «Стена» Алана Паркера. Кто-то вспомнит также «Метрополис» Фрица Ланга, кто-то «Лабиринт» с Дэвидом Боуи, а кто-то ленфильмовских «Трех толстяков». Американские критики упоминают даже «Список Шиндлера» и ищут объяснение затеянному Кончаловским игрушечному Холокосту в детстве знаменитого режиссера, которому было восемь лет, когда закончилась Вторая мировая.

Надо сказать, американских критиков The Nutcracker in 3D поразил до глубины души. «Томатометр» популярного сайта rottentomatoes.com, подсчитывающий процент положительных рецензий в англоязычной кинопрессе, в случае фильма Кончаловского выдал ноль.

И чего, спрашивается, придрались? Технически фильм сделан на сносном голливудском уровне, так что все претензии – сплошная идеология: ужас-ужас, под елочку подсунули Холокост. Нас, дорогие россияне, такой новогодней сказкой не проймешь. Пусть Внешэкономбанк даст знаменитому режиссеру еще сотню миллионов на продолжение, в котором фашистов победят Чебурашка, семь гномов и курочка Ряба.