Выставка «Павел Кузнецов. Путешествие в Азию» в галерее «Проун»

На выставке живописи и графики Павла Кузнецова в галерее «Проун» главными экспонатами оказались восточные халаты и тюбетейки

Это очень красивая выставка – восточная тема всегда к лицу бледной московской зиме, а тут цвета так много и он настолько естественный и сочный, что глаз впивается в него, как авитаминозник в гранат. Ранние, начала прошлого века, «степные» картины Павла Кузнецова, как правило, сами по себе смотрятся экзотикой: местные сюжеты с верблюдами и людьми в тюрбанах и халатах, сложный колорит, условность рисунка, свойственная тогдашним модным художественным парижским вкусам, ориентально ориентированным.

Но здесь, на выставке в «Проуне», живопись и графика Кузнецова из частных коллекций совершенно тушуется среди вещей, которые должны были бы составлять ее фон.

Или не должны, потому что в прошлом году арт-директор галереи Марина Лошак восторженно и без устали рассказывала о виденной ею в нью-йоркском «Метрополитене» выставке Матисса в сопровождении восточных тканей, причем «тряпочки» произвели на нее явно большее впечатление, чем картины. Так что победу народного декоративно-прикладного искусства над живописью музейного художника она прогнозировала, если не специально устроила.

Победа эта не вполне честная. Все показанные восточные вещи – исключительных художественных достоинств, многие халаты и тюбетейки созданы сто лет назад, до наступления эры массового производства, во времена расцвета узбекского шелкоткачества. Анонимные авторы ткали и вышивали свои шедевры согласно древнейшей традиции, по установленным ею правилам и законам. Ну а как дорого ценились восточные ткани во все века у всех европейских народов, хорошо известно.

Поставить натуральные красочные шедевры рядом с произведениями художника, да еще не из Третьяковки или Русского музея взятыми, это значит художника подставить. Тем более халатов, тюбетеек и вышитых в технике сюзане шелковых тканей в небольшой галерее такое количество, что старых фотографий бедной жизни советского Востока можно вовсе не заметить. Потому что если уж начнешь рассматривать шелк с вышитым узором «Ворота в рай», то ничего вокруг уже не видишь.

Павел Кузнецов, художник, открывший для себя мистическую красоту восточной степи, пограничной его родному Саратову, достоин, конечно, более деликатного к себе отношения. Но и куратора его выставки Марину Лошак можно если не простить, то понять – прекрасную армию тюбетеек, рядами выставленных под картинами, рука женщины, влюбленной в народное искусство, сократить не могла.