Вектор


Третья волна

ФАС обеспокоена ситуацией на рынке дизельного топлива: нефтяники увеличили выпуск мазута, сократив производство светлых нефтепродуктов. Это создало искусственный дефицит дизтоплива на рынке, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Компании объясняют, что не нашли потребителей для светлых нефтепродуктов, поэтому и сократили выпуск топлива на 45%. Но доминирующим на рынке холдингам ограничение выпуска запрещено законом и карается оборотными штрафами, утверждает Артемьев. «Таких диких случаев, как сейчас, у нас еще не бывало», – подчеркнул он, отметив, что не исключает третьей волны дел против нефтяных компаний (в рамках первых двух они были оштрафованы в общей сложности на 26 млрд руб.). Пока в злоупотреблении подозреваются два из четырех крупнейших холдингов. Какие именно, Артемьев не уточнил. Представители ТНК-ВР, «Газпром нефти»и «Роснефти» говорят, что претензий от ФАС пока не получали (представитель «Лукойла» от комментариев отказался). У всех компаний политика ценообразования базируется на одних и тех же принципах, если нашли двух виновных, значит, следом «подтянут» и остальных, сетует сотрудник одной из компаний. Суть претензий та же, что и в прошлые разы, и штрафы ситуацию не изменят, проблему надо решать комплексно, добавляет сотрудник другого холдинга.

Как отменить роуминг

Казахстанское антимонопольное ведомство вчера предложило по примеру ЕС отказаться от роуминга между странами единого экономического пространства (ЕЭП), которое должно заработать с января 2011 г. По словам зампреда Госагентства по защите конкуренции Бориса Парсегова, такое предложение уже направлено российским и белорусским чиновникам и его, «по крайней мере, уже поддержало Минэкономразвития России». Чтобы сделать это, необходима переработка законодательств всех трех входящих в ЕЭП стран, говорит представитель Vimpelcom Ltd. (работает в России и Казахстане). В ЕС, чтобы обеспечить безроуминговое пространство, законодательно ограничили межоператорские тарифы, это же нужно будет сделать и на территории ЕЭП. Есть и другое препятствие – в отличие от Казахстана и Белоруссии в России существует еще внутренний роуминг, отказываться от которого операторы не собираются. Отменить его не позволяет российское законодательство о связи, заставляющее пускать междугородный трафик через сети зоновых и междугородных операторов, говорит представитель МТС. Кроме того, внутренний роуминг позволяет окупить дополнительные мощности в курортных регионах, простаивающие зимой, объясняет он, а иначе пришлось бы повышать стоимость связи.

Ночные перегрузки

Ради разгрузки столичных дорог московские власти вернулись к идее о переводе розничных сетей на ночной режим доставки товара. На заседании правительственной комиссии в понедельник мэр Москвы Сергей Собянин сказал, что городу удалось договориться о переводе 4500 большегрузных авто, принадлежащих ритейлерам, на ночной режим. Этих мер явно недостаточно, и сам градоначальник этого не скрывает. Всего в Москву, по его словам, заезжает около 300 000 грузовиков. И для них в Московской области планируется построить 57 площадок «для отстоя большегрузных машин и фур», сказал губернатор области Борис Громов на том же совещании. Решить проблему с пробками мэр хотел, запретив въезд тяжелых грузовиков на территорию Москвы, но от этой идеи отказался, вняв доводам ритейлеров. Гендиректор Х5 Лев Хасис, например, заявлял, что для замены 150 фур ему потребуется 1200 малотоннажных грузовичков. Кроме того, полный запрет на дневное движение большегрузов не найдет поддержки у торговли. В жилых районах, например, ритейлеры не могут разгружать товар после девяти вечера – предыдущий мэр позаботился о крепком сне москвичей.

Почта не переводит

«Почта России», обладающая самой широкой сетью отделений в стране, не привлекает жителей Москвы и Санкт-Петербурга как оператор денежных переводов, свидетельствует исследование системы международных денежных переводов «Лидер». Лучше всего кассы банков – 35% опрошенных назвали денежные переводы через них наиболее приемлемым способом. На втором месте оказались салоны сотовой связи – 30% респондентов аргументировали это тем, что операции по денежным переводам удобно было бы совместить с оплатой сотовой связи. Третье место заняли платежные терминалы – за них высказались 22%. Значительно меньшей популярностью пользуются интернет и почтовые отделения: через интернет деньги переводят 10% респондентов, и только 3% пользуются услугами почты. Очевидно, в провинции расклад будет иным. Иначе вряд ли бы KPMG оценила финансовый бизнес «Почты России» – а это и есть денежные переводы и прием платежей – в 91–108 млрд руб. «Почта России» претендует на то, чтобы стать базой для крупнейшего в России почтового банка. И получается, что инвестиции придется делать для инфраструктуры в провинции, тогда как основные денежные потоки концентрируются в столицах. Похоже, именно поэтому частные инвесторы так и не сделали устраивающее государство предложение.