Голоса не подкрадутся

ФСФР извлекла урок из собрания акционеров «Норильского никеля», число участников которого увеличилось к моменту голосования по ключевым вопросам и повлияло на его исход. Вскоре по каждому из пунктов повестки будет объявляться число голосующих

Это, безусловно, позитивные изменения, которые должны произойти для обеспечения защиты интересов миноритарных акционеров, уверяет представитель UC Rusal: ведь изменение кворума, о котором не было известно акционерам, стало одним из ключевых моментов, определившим результаты собрания. «Мы голосуем по тем правилам, которые написаны в уставе «Норникеля», если правила будут скорректированы, мы будем подчиняться тем, которые существуют», – лишь заявил представитель «Интерроса». «Норникель» комментарии не предоставил.

Проект дополнительных требований к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров размещен на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). «В нем есть два пункта, которые навеяны ситуацией в «Норникеле», – отмечает руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Первый говорит о том, что при голосовании по каждому вопросу нужно объявлять количество зарегистрированных голосов, а второй касается голосования депозитарными расписками – банк-депозитарий обязан будет регистрировать только то число расписок, по которым есть указания владельцев, а не весь находящийся у него пакет, рассказывает он.

Июньское собрание акционеров «Норильского никеля» обернулось грандиозным скандалом. В совет директоров не попал его председатель – номинированный UC Rusal представитель ВЭБа (крупнейший кредитор алюминиевой компании) Александр Волошин, а представительство алюминиевой компании снизилось с четырех до трех человек. «Интеррос» сохранил четыре кресла, а представительство менеджмента выросло с одного до трех.

UC Rusal обвиняла менеджмент «Норникеля» в манипуляциях с кворумом на собрании. При открытии было объявлено, что он составляет 75,1%, а в итоге выяснилось, что явка превысила 92%. В том, что кворум увеличился за время проведения собрания, нарушения нет. Ведь по закону регистрация участников может идти, пока не закончилось обсуждение последнего вопроса повестки дня. К тому же счетная комиссия не обязана объявлять об изменении кворума, отмечал Миловидов.

Тогда же Миловидов предупреждал, что в законодательстве нет нормы, которая устанавливает, как именно владелец депозитарных бумаг должен давать указание о голосовании (ведь формальный акционер – банк-депозитарий). В случае с «Норникелем» эти голоса сыграли важную роль. На бюллетене, которым были отданы эти голоса, «нет отметки о том, что голосование осуществляется в соответствии с указанием владельцев депозитарных ценных бумаг», расшифровки подписи и ссылки на соответствующую доверенность, подчеркивал руководитель ФСФР. И добавлял: признать этот бюллетень недействительным можно только в суде.