Как в последний раз

Результаты новогодних распродаж вернулись на докризисный уровень, рапортуют ритейлеры США. Но от следующего года большинство из них рекордов не ждет

Американские ритейлеры зафиксировали самый высокий за последние пять лет рост продаж в предрождественский период. По данным ежегодного исследования Spending Pulse, проведенного MasterCard, розничные продажи в США увеличились в период с 5 ноября по 24 декабря на 5,5% по сравнению с предыдущим годом. В 2009 г. рост составлял 4,1%, а в кризисном 2008 году продажи снижались на 6,1%. Основная причина эйфории в этом году – растущая уверенность потребителей в завтрашнем дне, считает консультант A.T. Kearney Шериф Митьяс, которого цитирует The Wall Street Journal.

Самые высокие темпы роста продаж – 11,2% – аналитики MasterCard зафиксировали в категории одежды (за аналогичный период 2009 г. они упали на 0,4%). Также покупатели увеличили затраты на ювелирные изделия – на 8,4% и на 6,7% – на другие предметы роскоши. Снижение подоходного налога на зарплаты американцев на 2% с января и дальнейшее восстановление рынка труда позволят потребителям в США свободнее распоряжаться деньгами. Это может вылиться в 3,5%-ный рост потребительских расходов в 2011 г. – самый высокий показатель с 2004 г., считает экономист банка JPMorgan Chase Михаэль Фероли. Аналитик UBS Мори Харрис предостерегает от излишнего оптимизма – растущие цены на энергоносители могут негативно повлиять на цены и потребительские расходы: в декабре цена галлона бензина в США впервые за два года превысила $3. На цене потребительских товаров в следующем году скажется подорожание и других видов сырья, например хлопка и зерна, напоминает гендиректор Capital Business Credit Эндрю Тананбаум.

Английские торговые сети и вовсе ждут, что в 2011 г. рынок стагнирует или пойдет на снижение, пишет Financial Times, ссылаясь на Британский розничный консорциум – национальную организацию ритейлеров. Консорциум провел опрос среди своих участников, и две трети из них ответили, что ожидают снижения продаж в следующем году. Виноваты налоги: с 4 января Великобритания поднимает НДС с 17,5 до 20%, что отразится на розничных ценах, – а также планируемые сокращения сотрудников в госсекторе. Рост цен на отдельные виды товаров, например на одежду, может выражаться в двузначных числах, считают в отраслевом союзе, объясняя, что кроме цен на хлопок растут закупочные цены на текстиль под давлением инфляции в Китае и колебаний курсов валют.