Борьба за евро

2010 год добавил работы валютным аналитикам, которым приходилось неоднократно пересматривать прогноз евро/$, проверил на прочность нервы инвесторов и добавил седых волос политикам еврозоны, которым пришлось большую часть года спасать евро от «валютных войн»

В уходящем году доллар начал реванш над единой европейской валютой. В январе евро стоил $1,45, но тогда уже обозначились проблемы в Европе, которые определили его судьбу в течение года. Аббревиатура PIIGS оказалась не такой уж смешной. Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания выходят из кризиса с множеством проблем – большими бюджетными дефицитами, плачевным состоянием банков, которым болезненно аукнулись последствия жилищного бума, и высокой безработицей. Суверенные рейтинги начали снижаться еще в 2009 г., а в апреле греческий долг по шкале S&P рухнул до уровня бросовых бумаг.

В феврале перспектива паритета курсов евро и доллара многим казалась реальностью – разница между числом открытых крупными спекулянтами позиций на понижение и повышение евро достигла почти $60 млрд. Тогда евро стоил $1,3606. Трейдеры Goldman Sachs, Bank of America Merrill Lynch и Barclays начали предлагать инструменты для игры против евро, которые обещали принести большой доход при падении евро до $1 в течение года.

Разразившийся в апреле кризис в Греции, казалось бы, способствовал тому, чтобы эти прогнозы сбылись. В мае власти ЕС и МВФ выделили Греции 110 млрд евро, ЕЦБ начал покупать суверенные облигации стран еврозоны. В июне евро подешевел до $1,1914, эксперты всерьез заговорили о возможности развала еврозоны.

Дальнейшие события в Европе ничего хорошего для евро тем более не обещали. К сентябрю выявился еще один крупный очаг поражения – ирландские банки. Сумма, в которую ирландскому бюджету обойдется их спасение, может превысить 50 млрд евро, а дефицит ирландского бюджета из-за этого достигнет 32%. В ноябре Ирландия получила от ЕС и МВФ 85 млрд евро. Эксперты заговорили, что такая же помощь может понадобиться Испании, которая по размеру экономики занимает четвертое место, а также о проблемах у Бельгии и даже Франции. Тогда же многие страны – от Китая до Бразилии и Японии – начали «валютные войны»: интервенции, противодействующие укреплению своих валют.

Но несмотря на это, евро не только перестал дешеветь, но даже отыграл часть падения. Похоже, рынок сейчас настроен настолько пессимистично, что заложил в курс евро сценарий даже более мрачный, чем события этого непростого года. Минимума евро достиг в июне, а вчера его курс составлял $1,31.